Во время Корейской войны 24 июня 1951 года в очередной раз американские "Сейбры" сошлись в воздушном бою с советскими МиГами. И хотя официально русские летчики в войне не участвовали, а на их самолетах были нарисованы северокорейские или китайские опознавательные знаки, американцы отлично знали, что за штурвалом МиГа сидит "русский Иван".
Впрочем это не мешало летчикам, вчерашним союзникам по Второй мировой войне, с уважением относится друг к другу. Тот бой проходил на высоте десять тысяч метров над южным берегом реки Ялу. Подполковник Брюс Хинтон из 336-й истребительной эскадрильи преследовал очередной МиГ-15.
Еще немного и он бы записал на свой счет третью воздушную победу. Но тут он заметил, как совсем рядом мимо него промчался F-86 его товарища, у которого на хвосте "сидел" советский МиГ-15. МиГ поливал американца огнем из своей 37-ми миллиметровой пушки. "Сэйбр" уже дымился и, по воспоминаниям Хинтона, и от него даже отлетали куски металла.
Не долго думая Хинтон решил прийти коллеге на помощь. Он развернул свой "Сэйбр" и устремился за МиГом. Советский пилот заметил его и, оставив преследуемого, развернул свой самолет навстречу Хинтону. Самолеты летели друг на друга, лоб в лоб. Летчики пронеслись мимо друг друга на расстоянии чуть больше десяти метров, чудом избежав столкновения.
Но поединок на этом не закончился. МиГ развернулся и пилоты используя весь свой опыт и навыки вновь сошлись в воздушной дуэли. Самолет Хинтона должен был прикрыть его "ведомый". Но тот просто не мог следовать за выполнявшим крутые виражи Хинтоном. "Ведомый" даже несколько раз терял сознание от перегрузок.
В конечном итоге Хинтон все же сумел поймать в прицел советский МиГ и дал по нему пару очередей. Впрочем, довести дело до конца не получилось. Советский пилот на поврежденном самолете вышел из боя, оторвался от преследования и скрылся за рекой. Хинтону ничего не оставалось, как сопроводить спасенный им дымящийся "Сейбр" до базы в Сувон. Самолет приземлился "на брюхо". Его не удалось восстановить и он был списан.
Спасенным пилотом "Сейбра" был Гленн Тодд Иглстон, командир 4-го авиационного полка, ас Второй мировой войны сбивший 18 немецких самолетов и сбивший до этого два советских МиГа в Корее. Но даже такой опытный пилот чуть не стал всего лишь "звездочкой на фюзеляже" для неизвестного советского летчика. Вскоре американцы вновь столкнулись с "этим русским". Они даже прозвали его "Кейси Джонсом":
Пилот МиГа был хорош. Даже очень хорош! Он выжидал, когда начнется бой между "Сейбрами" и МиГами. Это была хорошо известная тактика. Ее и использовал этот пилот, которого мы прозвали Кейси Джонс. "Старина Кейси" был исключительным пилотом и точно не азиатом. Его тактика заключалась в том, что он с большой высоты пикировал на отставший или вышедший из боя F-86 и атаковал его. Эта тактика была похожа на ту, что использовал фон Рихтгоофен (лучший ас Первой мировой, немецкий летчик) в Великую войну. (Источник: "Русские асы над Кореей". Диего Дзампини, ноябрь 2004 г. Acepilots)
Почему же американцы прозвали нашего летчика Кейси Джонсом? Настоящий Кейси Джонс был легендарным машинистом, героем американского фольклора. Кейси сидел в кабине своего локомотива чтобы вовремя увидеть любую опасность на рельсах и разобраться с ней. Вот и русский летчик, по их мнению, летал над местом боя и ждал, когда появится ничего не подозревающая "добыча".
Кем же на самом деле был этот русский пилот? Сегодня известно, что Кейси Джонсом американцы прозвали, якобы, китайского добровольца Суть Янь Гина, а на самом деле русского пилота - Николая Васильевича Сутягина, летчика 17-го истребительного полка 303-й истребительной дивизии ВВС СССР. В том бою "Сейбр" Гленна Иглстона стал четвертой воздушной победой Сутягина. Всего же за время войны в Корее он сбил 22 самолета. Из них четырнадцать, это новейшие истребители F-86 "Сейбр".
Николай Васильевич родился в Нижегородской области в селе Смагино в крестьянской семье. В армию попал в марте 1941 года. Закончил Черниговскую авиационную школу пилотов и в октябре 1942 года был зачислен в истребительный полк. Летал на И-16, Як-3, Як--7Б и Як-9. Впрочем, воздушных боев во время Великой Отечественной у него не было.
Николай Васильевич принял участие в тринадцати боевых вылетах, когда началась война с Японией. Сражался против японцев в Маньчжурской стратегической наступательной операции. Но и там у него не было ни одной встречи в небе с самолетами противника. Так что бои в небе Кореи были для него первым опытом "воздушных схваток".
В апреле 1951 года полк Сутягина перевели в Китай, где летчиков готовили к боевым вылетам в Корею. Николай Васильевич летал на боевые задания с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года на МиГ-15 и МиГ-15бис.
Он совершил 149 боевых вылетов, участвовал в 66 воздушных боях за время которых сбил 22 американских самолета. Став тем самым лучшим асом Корейской войны да и вообще лучшим асом реактивной истребительной авиации. Для сравнения, лучший американский ас Джозеф МакКонел сбил в небе только 16 советских самолетов.
При этом американцы так и не смогли за всю "боевую карьеру" Сутягина хотя бы раз сбить его самолет или ранить храброго русского пилота. В октябре 1951 года Сутягину было присвоено звание Героя Советского Союза. В январе 1952 года его представили к званию дважды Героя СССР и к орденам Красного знамени, Ленина и Красной звезды. Но эти награды он так и не получил. Тем не менее его помощь вновь пригодилась в 1970 году, когда во Вьетнаме уже вовсю бушевала война.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.