Найти в Дзене
Жанка-южанка

Казахстан потерян для России навсегда. Как «турецкие лицеи» переформатировали общество на постсоветском пространстве

Оглавление
Выпускники казахско-турецких лицеев навсегда прекратят любой диалог с Россией! Это ждёт нас в самом ближайшем будущем.

Мне не раз доводилось общаться с выпускниками казахско-турецких лицеев. Сказать что они другие – это значит ничего не сказать!

Те, кто прошёл полный курс обучения в подобных учебных заведениях, на мой взгляд, потеряны навсегда для российского общества.

Они ни когда не будут поддерживать никакие политические инициативы в развитии сотрудничества с Россией на любом уровне, будь-то акимат (орган местного самоуправления), так и на уровне государства и бизнес элиты.

Даже в личном общении с этими выпускниками чувствуется культурная пропасть, у нас абсолютные разные нравственные и моральные ориентиры. Я лично не смогла найти точки соприкосновения и многие знакомые россияне тоже. Это же касается и выпускников подобных заведений в других странах, в частности Кыргызстане.

А теперь немного истории

Первые казахско-турецкие школы открылись в Казахстане ещё в 1992 году, сразу после распада Советского Союза. В рамках Министерства иностранных дел Турции было создано Агентство тюркского сотрудничества и развития (TIKA), которое и стало курировать создание совместных программ по образованию и культуре со странами Центральной Азии.
Казахско-турецкий лицей, Казахстан. Фото Яндекс картинки.
Казахско-турецкий лицей, Казахстан. Фото Яндекс картинки.

Первоначально финансирование велось за счёт Турецкой стороны, а преподавание было основано на турецкой системе обучения, с углублённым изучением языков, в том числе турецкого и турецкой культуры.

Для тех кто несколько знаком с данным феноменом, особенно нашедшем распространение на территории постсоветского пространства, в том числе: в Туркменистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, а также на территории России в районах компактного расселения тюркоязычного населения, думаю нет надобности объяснять систему образования в подобных заведениях.

Для тех же, кто первый раз слышит, скажу лишь, что в подобных лицеях делается акцент на научные достижения лицеистов, но также не маловажное место занимает воспитание, построенное на принципах ислама. При этом, передача и закрепление основных важных ценностей, происходит во время неформального общения с воспитателями, проводящими 24 часа со своими воспитанниками.

Именно благодаря отсутствию в официальной части образовательной программы большого объёма религиозных дисциплин и позволило подобным турецким лицеям занять своё место в образовательной системе указанных стран. Хотя по факту вся религиозная деятельность гармонично включена в сам процесс жизнедеятельности лицея, где ученики обязаны жить в интернатах и быть оторваны от своих семей и естественной культурной среды своего общества.
Неформальные беседы с воспитателями на религиозные и около религиозные темы. Особенно имело большое распространение вечернее чаепитие воспитанников с воспитателями, за которыми велись беседы на темы, не вошедшие в официальный учебный курс. На фото ученики из лицея в г. Душанбе. Фото Яндекс картинки.
Неформальные беседы с воспитателями на религиозные и около религиозные темы. Особенно имело большое распространение вечернее чаепитие воспитанников с воспитателями, за которыми велись беседы на темы, не вошедшие в официальный учебный курс. На фото ученики из лицея в г. Душанбе. Фото Яндекс картинки.

С 1992 года огромное число молодых людей на постсоветском пространстве прошли обучения в турецких лицеях, став негласными приверженцами турецкой культуры, традиций и идей. Эти идеи в самом юном возрасте естественным образом вплелись в мировоззрение учеников, которые уже не могут думать иначе и являются иностранцами в своих собственных государствах.

За 30 лет существования подобных образовательных учреждений выросло не одно поколение, которое на сегодняшний день занимает ключевые позиции в своих странах, будь то в сфере экономики, политики или безопасности страны.

Необходимо уточнить, что в 2016 году президент Турции потребовал закрыть все турецкие учебные заведения в других странах, а таких насчитывалось больше 1000 в странах Ближнего востока, Америки и даже Африки. Причиной столько резкого изменения отношения турецкого правительства стало подозрение одного из учредителя этих школ в государственном перевороте.

Фетхуллах Гюлен, турецкий писатель, общественный и религиозный деятель, основатель сети турецких лицеев по всему миру. После подозрения на покушение президента Турции, возглавляемая им организация и его труды запрещены в Турции. В Казахстане тоже его книги считаются экстремистскими. Мне однажды попались его труды, но их хозяин предусмотрительно удалил обложку с книг. Флаг Турции на карте мира не случаен, желание объединить под ним весь тюркоязычный мир давно владеет умами турков. Фото Яндекс картинки.
Фетхуллах Гюлен, турецкий писатель, общественный и религиозный деятель, основатель сети турецких лицеев по всему миру. После подозрения на покушение президента Турции, возглавляемая им организация и его труды запрещены в Турции. В Казахстане тоже его книги считаются экстремистскими. Мне однажды попались его труды, но их хозяин предусмотрительно удалил обложку с книг. Флаг Турции на карте мира не случаен, желание объединить под ним весь тюркоязычный мир давно владеет умами турков. Фото Яндекс картинки.

Но на мой взгляд дело совсем в другом

За 25 лет функционирования разветвлённой структуры турецких школ по всему миру, была уже сформирована отлаженная система работы, воспитано новое поколение учителей, выходцев из этих стран.

Школы успешно внедрились в государственную образовательную систему, став её неотъемлемой частью, что позволило Турецким властям уйти на второй план или даже на официальном уровне выйти из игры, обозначив, тем самым, своё не причастие к тому, что в последствии может произойти в этих странах.

Турция взрастила на территории происламских государств своих приверженцев, создала рабочую модель воспитания про турецких граждан за счёт местных бюджетов и на местном материале, и вполне спокойно отошла в сторону, заметная, таким образом, свои следы.

Сегодня в части стран действительно закрыты турецкие лицеи и высшие учебные заведения, Но в тех, где они до сих пор функционируют, произошло просто переименование и из названия исчезло слово «турецкий», из списка учредителей исчезли какие-либо упоминания Турецких компаний и организаций, а финансирование переведено на местный бюджет.

Таком образом, посаженное некогда семечко, успешно проросло и теперь даёт плоды самостоятельно. А население стран не понимает, что взрастили у себя мину замедленного действия.

В Казахстане сейчас действуют, как минимум 38 подобного рода лицеев и одно высшее учебное заведение с несколькими филиалами на юге страны.

Международный казахско-турецкий университет им. Ахмеда Яссави. Фото Яндекс картинки.
Международный казахско-турецкий университет им. Ахмеда Яссави. Фото Яндекс картинки.

В Кыргызстане общее число турецких учебных заведений достигает 20, но за последнее время правительство Турции активизировало работу по укреплению сотрудничества с Кыргызстаном и планирует открыть ещё одну сеть лицеев.

В Таджикистане 6 или 7 учебных заведений подобного рода. А вот в Узбекистане и Туркменистане в своё время было довольно много Турецких лицеев, но из-за политических разногласий и распространения идеи пантюркизма (объединение тюркоязычных народов под предводительством Турции) основная часть из них была закрыта.

Как видим, Казахстан и Кыргызстан несмотря на резкую критику турецких лицеев со стороны обеспокоенной общественности, российских СМИ, не отказались от системы, внедрённой в 1992 году Турецкими властями, среднего и высшего образования. И даже в отдельных регионах можно наблюдать развитие сотрудничества, это в большей мере касается южных регионов, и без того националистически настроенных и склонных к исламскому радикализму и пантюркизму.

Диалог, на который рассчитывают Российские власти, после обращения казахстанского лидера за помощью во время событий начала января, на мой взгляд, не возможен.

Диалог между двумя странами Россией и Казахстаном под вопросом. Фото Яндекс картинки.
Диалог между двумя странами Россией и Казахстаном под вопросом. Фото Яндекс картинки.

Общество, давно уже отформатированное по турецким лекалам, в частности, его элита, не намерено отказываться от выбранного им курса. А просвещенная молодёжь, воспитанная в духе пантюркизма, критически настроена ко всему российскому. Исламский радикализм и национализм юга страны скорее возьмётся за оружие, чем вновь признает Россию в качестве равноправного партнёра. Мы для них узурпаторы, угнетатели и поработители, заслуживаемы мы того или нет.

Мне кажется, мы навсегда теряем Казахстан, как дружественную территорию с единым прошлым.

Отныне в прошлом у нас не было ничего общего, а в будущем не может быть ни чего совместного. Это чувствуется даже на бытовом уровне, особенно там на юге! Возможно, мне так только кажется, но я ничего не могу поделать с этими ощущениями, они не отпускают меня вот уже 10 лет, с тех самых пор, как я стала часто бывать в Туркестане, Таразе, Кызылорде, Шымкенте и Алмате.

Буду рада если мои опасения будут напрасны. А пока ничего другого не остаётся, как молиться и просить Бога сохранить мир и единство с теми, кто на протяжении многих десятилетий был рядом с нами. Аминь!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите что вы думаете по этому вопросу, возможно ваше мнение расходится с моим, будет очень интересно его услышать.

Советую почитать ещё на эту тему:

Что будет с Назарбаевым и его наследием. Культ личности Первого президента Казахстана, Путину такое и не снилось
Жанка-южанка20 января 2022

#жанка-южанка #казахстан #россия #турция #турецкий лицей #пантюркизм #среднее образование #исламисты #мягкая сила #конфликт