Том Хэнкс наносит ответный удар. Мрачная гангстерская драма Сэма Мендеса.
(Road to Perdition, 2002, США)
Вторая большеэкранная работа одного из лучших современных художников от мира кино Сэма Мендеса неожиданно "уехала" в другие прерии. Совсем не те, где ждали её поклонники "Красоты по-американски" (1999) - аж пятиоскарного сэмова дебюта.
Действительно, внезапный интерес Мендеса к классическому гангстерскому кино поставил многих в замешательство. Тем более, что на заре 2000-х жанр переживал далеко не самые успешные времена - до выхода хитовой "Подпольной империи" оставались еще долгие 8 лет.
Впрочем, делать собственных "Крестного отца", "Лицо со шрамом" и "Неприкасаемых" Сэм и не пытался.
Вместо этого он снова пошел нестандартным путем: сотворил за нестыдные 80 млн. $ мрачное кино про мафию... фактически для семейного просмотра. Для чего даже на роль главного мокрушника взял не абы кого, а добряка и симпатягу Тома Хэнкса - тоже этакий разрыв шаблона для поклонников "Форреста Гампа", "Изгоя" и "Зеленой мили".
Получилось... ну, скажем так: в чем-то замечательно, а в чем-то спорно и на любителя.
Возрастные рейтинги ленты "18+" и "R" ей, не иначе, лепили цензоры, которые ее даже в глаза не видели. Ибо вся местная "жестокость" шокирует разве что телепузиков, и то трезвых. И то далеко не факт. При том, что актерский ансамбль у Сэма собран блистательный - Хэнкс, Ньюман, Крэйг, Лоу, Хайндс, Туччи, - и играют все "по-взрослому" сурово, как в настоящем бандитском замесе.
Только вот кино удручает своим нежеланием выглядеть по-современному натуралистично. Хотя перед любителями этого жанра Мендес мог уж точно не стесняться - их кровищей и жестокостью в гангстерском кино не удивишь, наверное, с 60-х.
Ну и в визуальном плане "Проклятый путь" узнаваем с первой сцены: да, это именно тот самый Мендес, чьи виртуозные художества мы наблюдали в "Красоте по-американски". Где что ни план, то полотно изобразительного искусства, со своей четко выверенной гармонией, ракурсами, сочетанием красок и игрой света.
Как говорится, Репин с Айвазовским одобрили бы и похлопали по плечу.
Тем не менее начало фильма еще подает надежды, что движуха в нем разыграется в полную мощь.
Вот любимый "почти как сын" своего босса Джона Руни (Ньюман), головорез Салливан (Хэнкс) недосмотрел за своим младшим сынишкой Майклом. А тому однажды удалось подглядеть, чем занимается его папка "на службе" - то есть головорезит без стыда и совести.
Впрочем, не только он там кровожадничал, но и взрослый сын Руни Коннор (Крэйг), как раз и затеявший резню на очередных "тёрках" вопреки наказу Джона. А потом, к несчастью, узнавший о маленьком свидетеле, который его видел. И поскольку Коннор уже давно точил зуб на Салливана...
Короче, вы поняли: семейству Салливанов осталось жить совсем недолго, как бы старый Руни ни сожалел по этому поводу.
Однако то, что обещало пройти без сучка и задоринки, вышло опять через пень-колоду.
В итоге жертвами Коннора пали лишь жена и старший сын Салливана, а сам он вместе с Майклом и всем своим головорезным арсеналом ударился на машине в бега. Само собой, лелея надежду поквитаться с вероломной семейкой Руни. Включая своего бывшего "почти как отца" Джона, ведь он тоже был очень даже "при чём".
И правда, уж коли выпалывать сорняки, так во всем огороде, а не только на половине грядок.
Увы, но когда в фильме, по идее, должно было начаться самое интересное, а "томми ган" Салливана раскалиться от перегрева, Мендесу вдруг стало лень проводить дальнейшую "эскалацию конфликтов". Вместо этого он ударился в показ унылого папо-сыновьего общения, лишь иногда разбавляя сюжет редким всполохом чего-нибудь остросюжетного.
Как не напрягался Мендес и с финальной карой главных негодяев, сведя ее к паре простеньких сцен, где Салливан опять-таки даже не вспотел.
Ну как так-то? И это в картине ценою аж в 80 "лимонов", что по меркам гангстерского кино практически "Титаник"?
***
В общем, если вы любите дивной красоты и стильности картинки Америки 30-х, а также приятную музыку и Тома Хэнкса в столь же приятной актерской компании - что ж, здесь Мендес вас нисколько не разочарует.
Но если вы сели смотреть "Проклятый путь" ради жесткой истории в духе гангстерской классики второй половины 20 века - мои сожаления. Как раз ее-то Мендес откровенно профукал, предпочтя вместо виртуозной криминальной войны скучные рефлексии и простейшие до зевоты развязки всех конфликтов.
Короче говоря, классикой жанра кино не стало, а жаль - все шансы на это у него имелись.