Старинная деревенька с тёплым ламповым названием Коростынь, отсылающим нас к исконным русским корням, расположена на крутом юго-западном берегу озера Ильмень. Казалось бы: новгородские дальние веси, что тут может быть интересного?
А интересного здесь много. И неоднозначного тоже.
Во-первых, деревня известна в летописных источниках аж с 1471 года, как место стоянки Великого князя Московского Ивана 3 во время битвы на реке Шелони. Именно здесь, на берегах Ильмень-озера, был подписан "Коростынский мир" между Новгородом и Москвой, положивший конец независимости вечевой республики. По этому поводу в прибрежной полосе установлен памятный крест. Стоишь под сенью деревьев-и сердце замирает, ведь именно на этой земле началась когда-то то единая Россия.
Во-вторых, в Коростыни любили останавливаться высшие должностные лица Российской империи по пути из Новгорода в Старую Руссу-на лечебные воды курорта. В этой связи император Александр 1 заказал строительство путевого дворца, где можно было бы с комфортом остановиться на ночлег. Дворец был выстроен между 1826 и 1828 годами по проекту архитектора Стасова.
Василий Петрович Стасов-один из зодчих, подаривших нам стиль ампир во всей его красе. Это автор таких проектов, как Троицкий собор, Московская и Нарвская Триумфальные арки в Петербурге, и многих других знаковых классических зданий и храмов.
Увы, царю Александру 1 так и не посчастливилось побывать в этом императорском мини-отеле: он скончался за год до начала строительства.
Здание представляет из себя двухэтажное строение, причём первый этаж выполнен из камня, а второй-из дерева. Характерный облик постройке придают четыре деревянных дорических колонны, обрамляющих небольшую лоджию. Особый интерес представляет тот факт, что несмотря на военные действия, непосредственно затронувшие Коростынь в период с 1941 по 1944 годы, путевой дворец практически не пострадал. После войны в здании располагалась сельская школа, затем общежитие. Удивительное дело- учитывая обилие сфер применения даже странно, как наполовину деревянное строение дожило без потерь с начала 19 века до начала века 21.
Комплексная реставрация путевого дворца проводилась в 2012 году. Благодаря большому количеству чертежей, сохранившихся в архивах, дому удалось вернуть практически первоначальный внешний вид. Любопытно, что в процессе реставрационных работ были обнаружены остатки паркета и слои краски, датированные периодом постройки здания .
Самой странной и без преувеличения жуткой достопримечательностью деревни Коростынь является немецкое мемориальное военное кладбище, организованное в 1997 году, где среди прочих солдат 16-й армии Вермахта покоятся и милые ребята из дивизии СС "Тотенкопф".
Добрый доктор по имени Ханс Киллиан, несший службу в качестве хирурга-консультанта при медицинском управлении 16-й армии, приводит в своих мемуарах весьма красноречивые свидетельства периода фашистской оккупации Старой Руссы и её окрестностей:
"Все дороги заметены бесконечными сугробами. Под Коростынью нанесло такую огромную гору, с которой не в состоянии справиться даже снегоуборочные машины. Сотни русских мужчин и женщин разгребают снег лопатами, чтобы расчистить дорогу...
...Однажды во время скучного ожидания я попытался взобраться на высокий склон, чтобы взглянуть издалека на Старую Руссу. Наконец-то с трудом я вскарабкался по крутой снежной стене и замер от ужаса, увидев открывшуюся моему взору картину. Передо мной раскинулось необозримое поле, усеянное телами погибших. Тысячи и тысячи русских полегли, скошенные нашим пулеметным огнем. Снег прикрыл тела павших, но потом ветер разметал его и обнажил их. Повсюду ввысь вздымаются окоченевшие руки, ноги, колени..."
Но фашистам тоже пришлось солоно. Помимо боевых ранений и потерь, доктор описывает огромное количество обморожений среди солдат и офицеров вермахта, повальную гангрену, эпидемию сыпного тифа: "Эпидемия скосила уже много солдат. Почти никто не защищен. Вакцины хватает лишь для санитаров, которые должны делать дезинфекцию вновь прибывшим раненым...
...Повсюду перед избами выставлены желтые предупредительные таблички с надписью 'Осторожно, сыпной тиф! Вход в дом воспрещен!'. Но какое это имеет значение для солдата, который до полусмерти замерзает при сорокаградусном морозе и ледяном северном ветре. Он хочет укрыться от холода и убийственного ветра, проникающего во все щели в одежде и выдувающего последнее тепло. Мороз пронизывает до костей...".
Особенно диким в Коростыни выглядит соседство упомянутого немецкого кладбища с расположенным неподалёку советским воинским захоронением, которое можно и не заметить, проезжая мимо.
Серые тевтонские каменные кресты, тяжелые чёрные плиты с иностранными фамилиями людей, которые принесли на новгородскую землю неисчислимое количество бед, торчат из снега на пустынном берегу озера по соседству с Парком Победы, издалека привлекая к себе внимание. И, у обочины дороги - маленькая братская могила наших солдат.
Огромные деньги тратит наше любимое государство на проведение различных мероприятий, посвящённых очередной годовщине победы над фашизмом, размахивание флагами и пафосные речи. А на огромных просторах европейской России сплошь и рядом высятся солдатские надгробия, не первый раз покрашенные убогой серебрянкой поверх старой краски...
***
Цитаты приведены из книги Х.Киллиана "В тени побед"
#история #интереснаяроссия #война #архитектура #новгород #стараярусса #коростынь