Найти в Дзене

Митинги и протесты в Казахстане. Как это было у нас в Актюбинске

Приветствую, уважаемые читатели! Все вы знаете, что творилось в Казахстане в начале января. У нас наконец-то включили интернет и я хочу рассказать, что происходило у нас в Актюбинске в эти дни.

Эта статья вне формата и тематики моего канала, но не рассказать о ситуации я не могу

Всё началось 3-го января, после появления информации в соцсетях о митингах в г.Жанаозен. Люди писали, что надо тоже выходить и требовать улучшения жизни, снижения цен и прочего. Проскакивали сообщения, что митинг состоится 4-го в 12-00 перед областным акиматом (мэрией). Четвёртого января народ начал собираться на площади у здания областного акимата. Тем временем у здания городского акимата митингующих не было, стояли только полицейские. Это здание находится недалеко от моего дома и мы как раз проезжали мимо и видели своими глазами. К вечеру на площади собирается уже значительная толпа. Проезжая часть перекрыта Газелями митингующих, а потом и полицией. Всё проходит мирно, по сообщениям очевидцев, протестующие покупают в окрестных магазинах только напитки и еду, спиртное не берут. «Узын-кулак» (сарафанное радио) сообщает, что митингующие сами выгоняют из своих рядов пьяных людей. На разговор с собравшимися выходит аким (мэр) города Асхат Шахаров. Надо отдать ему должное – смелый мужик, да и никогда не чурается выйти в народ. Аким выслушал требования протестующих, пообещал приложить все силы к решению проблем, просил собравшихся расходится и т.д. Но народ хотел видеть акима области Ондасына Уразалина. Забегая немного вперед, скажу – он так и не вышел. Расходиться люди не хотели и вскоре на площади запылали костры. Было холодно, шёл снег. Кто-то приезжал, кто-то уезжал. Окрестные дворы были забиты припаркованными автомобилями. В целом народ действия митингующих одобряет, однако многие выражают опасения, что начнутся беспорядки. Сообщается, что власти согласились с первоначальными требованиями и снизили цены на сжиженный газ, а так же отпустили людей, задержанных в самом начале митингов.

Утром 5-го января я поехал на работу. 5 и 6 января у нас были рабочими днями. Примерно в 07-15 я подходил к центральной проходной завода, на площади перед заводоуправлением понемногу кучковался народ . Интернет на заводе уже не работал, работала только локальная сеть и мобильный интернет. Ближе к 8 часам утра стала поступать информация, что у заводоуправления собирается народ, печи в плавильных цехах остановили, началась забастовка. Остановлена работа и на Донском горно-обогатительном комбинате, который поставляет нам хромовую руду и находится в городе Хромтау в 100 километрах от Актюбинска. К бастующим вышли директор завода и председатель профкома. Работники выдвинули свои требования – повышение заработной платы, снижение пенсионного возраста (причем тут наш завод?), а также ослабление наказаний работников за нарушение техники безопасности

Небольшое пояснение – у нас на заводе в основных цехах действует программа «Народный контроль». Установлены видеокамеры, операторы из бывших работников (например, недопущенные к работе по состоянию здоровья и т.п.) сидя дома контролируют соблюдение техники безопасности. При этом рабочие жалуются, что иногда доходит до абсурда – человек снял респиратор, чтобы почесать нос или снял очки, чтобы протереть их от пыли – тут же это фиксируется и работника наказывают за неиспользование СИЗ. Ну а наказание – снижение премии.

После беседы с руководством завода люди не расходятся, а ждут прибытия Серика Шахажанова, председателя правления ERG, одного из основных руководителей корпорации, в которую входит и наш завод. Ну а нас на электростанции в это время мы ожидаем команды от диспетчерского центра о разгрузке турбин вплоть до полного останова станции из-за стоящих печей и крайне небольшого потребления электроэнергии заводом – всего примерно в 20 МВт . Это может привезти к разморозке и повреждению нашего оборудования. К счастью, такой команды не поступает.

Бастовали ещё некоторые предприятия по области – медная компания, некоторые нефтяники и т.д.

Тем временем в обед по мессенджерам начинает приходить информация о начале столкновений митингующих на площади у областного акимата с силовиками. На видеороликах атака митингующих на здание акимата и полицейское оцепление, дым и взрывы светошумовых и газовых гранат, крики и вопли, появились первые раненые. На видео слышны были голоса людей в толпе, которые пытались не допустить беспорядков и остановить нападения на оцепление, но толку не было. Худшие прогнозы начали сбываться.

Я позвонил жене, сказал чтобы сбегала в ближайший супермаркет и закупилась продуктами первой необходимости, а также сняла немного налички. Интернет ещё работал, оплату банковскими картами в магазинах принимали, но у банкоматов уже начали появляться очереди.

Забыл сказать – с утра в городе не работает общественный транспорт, люди не могут добраться на работу, а таксисты резко взвинтили цены на свои услуги. Наши заводчане с трудом добираются на переполненных служебных автобусах. В центре города перекрыто движение, закрыты все магазины, кафе и прочие учреждения. По всему городу не работают банки, закрываются детские сады.

После обеда упал мобильный интернет у некоторых операторов сотовой связи. Мой Пчелайн с горем пополам ещё работал. Магазины переходят на оплату только наличными. У ещё работающих банкоматов огромные очереди.

Мы уже практически отвыкли иметь и носить с собой наличные, а в магазинах, транспорте и т.п. оплачивать всё банковскими картами и с помощью мобильных приложений. Из-за этого у многих людей возникли проблемы.

По Ватсапу рассылают сообщение об отключении электроэнергии с 17-00. Жена зарядила все фонарики и пауэрбанк. Информация оказалась ложной. На всякий случай она сделала небольшой запас питьевой воды.

После окончания рабочего дня, когда мы шли по заводу в сторону проходной, нас поразила тишина – не шумели плавильные цеха, завод как будто вымер. За территорией завода на площади у заводоуправления по-прежнему стояли бастующие. Никаких эксцессов не было, за исключением затруднённого движения. Я еле выехал с парковки, так как всё было забито припаркованными машинами. Отъезжая от завода, я услышал ликующие крики – видимо приехало высшее руководство.

Вечером окончательно отключился интернет, даже VPN уже не помогал. Мы окончательно очутились в информационном вакууме. Источником информации стало давно забытое многими телевидение. Те, у кого спутниковое ТВ узнавали новости по российским каналам, другие смотрели казахстанские и российские каналы по кабельному (как мы).

С ужасом мы смотрели, что происходит в Алматы и некоторых других городах и боялись, что и у нас начнётся подобное, а ещё опасались всплеска национализма. Не хотелось повторить судьбу Украины.

Хочу отметить – на мой взгляд некоторые российские СМИ чересчур нагнетали обстановку, неискушенному зрителю могло показаться, что беспорядки, погромы и насилие творится по всему Казахстану, однако это не так. Больше всего от беспредела пострадали Алматы, Талдыкорган, Шымкент и Кызылорда.

6-го января с утра были закрыты все автозаправки, хотя вчера сказали, что проблем с горючим нет, а цены на сжиженный газ снижены. У нас на заводе работали печи, люди вышли на рабочие места. Информации никакой нет, интернет отключен. Мы звоним родственникам, которые по ТВ узнают очередные новости – введение режима чрезвычайного положения, комендантского часа, продление школьных каникул. Сообщается, что ночью была попытка захвата нашего аэропорта (в итоге это оказалось не совсем правдой). Отменены авиарейсы, а так же не ходят поезда из-за перекрытия путей в некоторых районах. Шоком стала новость об обращении президента к странам ОДКБ за военной помощью. Неужели всё так плохо, что не можем справиться сами?

На мой взгляд, это был политический ход Токаева. Он показал, что его поддерживают соседи и бежать, как Янукович, он не собирается.

По дороге домой на паре работающих автозаправок я видел огромные очереди.

Вечером сидим дома, прилипнув к телевизору. По городским новостям показывают небольшие группы митингующих у акимата, бардак на площади, но полицейских не видно. У аэропорта – следы костра, однако следов «штурма» нет.

Утром 7-го января по новостям ничего нового, сообщается о прибытии в Казахстан миротворческого контингента стран ОДКБ, об их целях и задачах. Данные о численности миротворцев разные – от 2,5 тысяч до 4 тысяч человек. У нас в городе тихо, друг по телефону рассказывает, что глубокой ночью у акимата были взрывы и стрельба – трассеры в небо и короткие автоматные очереди. Вечером информацию официально подтверждают – здание акимата освобождено, задержано несколько человек, при этом ранено семеро силовиков. Кто захватил, когда захватил – не понятно. Над городом на небольшой высоте летает пара боевых вертолётов, некоторые говорят, что на бортах у них российский триколор, я лично этого не разглядел. Во второй половине дня вертолёты пропадают. По новостям сообщают о стабилизации ситуации по стране. Площадь у нашего областного акимата пуста, работает только техника и коммунальные службы, убирающие следы беспорядков.

Из-за ограниченности информации, по городу циркулируют различные слухи. Из более-менее достоверных источников – после начала беспорядков во дворах, прилегающих к району основных действий, появилось множество нетрезвых людей, причём некоторые при этом управляли автомобилями. Утром было много пустых бутылок от спиртного. На площади были провокаторы, которые активно подталкивали людей к активным действиям против силовиков. Видели так же непонятных людей, мне известен один факт – стоял мужчина в рабочей одежде, а к нему постоянно подъезжали и отъезжали машины (координатор?). Из неизвестных источников - говорят о переходе некоторых полицейских на сторону митингующих в самом начале событий, что из окна многоэтажки наблюдали, как в закутке разгружали багажник автомобиля, заполненный палками и трубами, о засаде и нападении на группу пожарных, которые прибыли на вызов из-за задымления в подъезде, о том, что провокаторы снимали результаты своей деятельности на телефоны и сразу куда-то отправляли, об участии группы неизвестного спецназа в штурме здания акимата и т.д. и т.п. Как вы понимаете, уважаемые читатели, это всё слухи и достоверность их остаётся под вопросом.

Вечером видел проезжающую машину инкассаторов в сопровождении трёх экипажей полиции. Видимо развозили наличные по банкоматам.

Утром 8-го января пришло СМС-сообщение о том, что несмотря на отключенный интернет работают некоторые новостные сайты, а также заработали банковские мобильные приложения. Эти сайты грузятся с трудом и не все, а самое популярное банковское приложение Каспи не работает (заработало чуть позже). Но всё равно, радует хоть какой-то прогресс

-4

9-го января я ездил на рыбалку. На выезде из города проезжал блокпост, но для досмотра нас не останавливали. В городе спокойно, жизнь идёт своим чередом. В некоторых магазинах начали принимать оплату картами, проблем с наличными нет. Дефицита продуктов и ГСМ не наблюдали.

10-го января до обеда заработал интернет. Наконец-то смогли подать весточку родственникам, друзьям и знакомым. На связи Россия, США, Германия, Швейцария и другие страны, в которых люди переживали за нас.

Наш город отделался лёгким испугом, по сравнению с югом страны.

По данным регионального Управления здравоохранения, после массовых беспорядков за медицинской помощью обратились 62 человека. Из них 18 были госпитализированы.
"Именно в медицинских организациях летальных случаев не зарегистрировано", - уточнили в пресс-службе ведомства.
В областном Департаменте полиции уточнили, что в ходе беспорядков за медпомощью обратились 14 сотрудников полиции.
"Из них двое сейчас находятся в больнице. Их состояние среднее. Никто не умер", - отметили в ДП. https://tengrinews.kz/

Шайтан-майдан у нас в Казахстане не прошёл. Это хорошо. Очень жалко погибших невинных людей, вечная им память... Многие пострадали материально. Но не смотря на это, будем жить, надеясь на перемены к лучшему.

На этом всё. Желаю всем читателям мира и благополучия, берегите себя и своих близких. Пока!