Найти тему
Ramedia

Как выбрать игровую (или нет) мышку?

Рынок ПК периферии перегружен. Сотни брендов, килотонны моделей. Аж глаза разбегаются. Но как среди них выбирать?

Сегодня поговорим про мышки. Важный инструмент всех, кто много сидит за ПК.

Как работает оптический сенсор?

Начнем с ликбеза.

Любой оптический сенсор для считывания поверхности использует камеру, которая делает тысячи снимков в секунду. Затем изображение переносится на очень небольшую светочувствительную панель. Эта панель называется матричной сеткой. Обычно она размером от 20x20 до 40x40 пикселей.

Для получения этих снимков используется светодиод, который подсвечивает всю поверхность, необходимую для считывания сенсором. Отраженный от поверхности свет поступает на камеру, фокусируясь через специальную линзу.

Со светом связан важный аспект — LOD (lift-off distance) ((дистанция отрыва от поверхности )). Это расстояние, на котором сенсор может считывать движения. При высоком LOD сенсор двигается, даже когда мышь не стоит на столе\коврике.

Если на сенсор падает слишком мало света — курсор улетает в небо. Да, это тот самый срыв сенсора.

Происходит он вот почему: на сенсор падает мало света. Это значит, что данные о движении неправильные. Неправильные данные уходят на компьютер и курсор начинает летать по экрану.

Частая причина срывов — желание производителя сделать LOD как можно меньше. Сейчас в средних и топовых сенсорах срывы из-за LOD уже поправили.

DPI и трекинг

Трекинг — определение точности отслеживания движений. Одна из характеристик трекинга — DPI (dots per inch). По-русски: точек на дюйм.
DPI указывает, сколько точек (пикселей) будет просчитываться за дюйм, пройденный мышкой.

Вы точно видели мышки с 10 000, 12 000, 16 000, 20 000 DPI. Вынужден разочаровать, но высокий DPI не нужен. Чем ниже выставлено значение DPI, тем точнее и лучше ведет себя мышь. Чем выше DPI, тем выше чувствительность, но ниже точность измерения.

Высокий DPI имеет смысл только для 4К мониторов. И даже так, на 4К мониторе нет смысла ставить больше 3000-4000 DPI.

Итого: при выборе мышки стоит смотреть на модель сенсора, а не на количество DPI.

IPS и ускорение мыши

Основные параметры сенсоров мыши.

Скорость (измеряется в IPS — дюймах в секунду) — буквально показывает, до какой скорости движения вашей мышки сенсор будет точно считывать движения.

Ускорение (акселерация) бывает программной и нативной (настоящей). Когда превышается порог нативного измерения ускорения, в бой вступает программное. И это плохо.
Ускорение помогает нам отследить, как изменяется скорость мыши.

Чем выше скорость и нативная акселерация у сенсора, тем точнее и правильнее будут движения курсора\прицела.

Немного про лазерные сенсоры

Топовые лазерные сенсоры сейчас выпускает только Philips в линейке Twin-Eye. Последняя модель — PLN2037. Его используют только Razer в беспроводных моделях.

Сенсор конечно классный, трекинг на нём точнее чем на оптических, но!
Есть 2 недостатка лазерных сенсоров:

  1. Z Axis Bug – это дрожание курсора по диагонали при отрыве мышки от поверхности. В PLN2037 частично пофиксили этот баг.
  2. Падение чувствительности DPI при очень мелких и медленных движениях. Если медленно двигать мышью на 800 DPI, бывают моменты, что чувствительность падает в 2 раза. Будто бы вместо 800 DPI стоит 400.

Плюс лазерные сенсоры странно ведут себя на цветных ковриках. Поэтому под них стоит выбирать строго черные коврики. Например Steelseries QCK+.

Итог по сенсорам:

У лазерных сенсоров лишь одно преимущество — автономность. В остальных случаях, оптические сенсоры лучше.

Проблемой лазерных сенсоров является и скудный выбор: на рынке только один достойный лазерный сенсор — PLN2037. Остальные слишком старые и кривые.

А вот хороших оптических сенсоров очень много:

Маркетологи иногда прибегают к хитрости, маркируя сенсоры под своими фирменными именами или меняя пару цифр. Не пугайтесь, когда увидите 3391 вместо 3390, 3361 или 3366 вместо 3360. Это всё одно и то же.

С «уникальными названиями» сложнее.

У Logitech есть две модели: Mercury и Hero.

Mercury — сенсор, который пихают в бюджетные мыши, вроде G102.
В новые мыши его уже не ставят. Обходим стороной

Hero — топовые сенсор от Logitech. Доработанный 3360. Один из лучших сенсоров в принципе. Радует, что Логи пихают его во все мыши, даже в бюджетную G305.

У Steelseries есть линейка сенсоров TrueMove.
TrueMove 3 и 3+ — сенсоры среднего сегмента. Хорошие варианты в недорогих мышках, вроде Rival 310. Ближайший аналог — PixArt 3320 и 3325.
TrueMove Pro — топовый сенсор, аналог 3389 и Hero.

Энкодер колеса

Датчик угла поворота, или же энкодер —отвечает за прокрутку колеса и тактильные ощущения от колесика мыши.

Выполняет он важную функцию — преобразовывает прокрутку колеса в аналоговый или цифровой сигнал, по которому определяют угол поворота колёсика.

Энкодеры, как и сенсоры, могут работать в разных мышах по-разному.

Если энкодер плохо установлен, защемлен компонентами платы, или же попросту плохо припаян — то даже топовый энкодер будет хреново работать.

Энкодеры бывают механическими и оптическими.

Механические энкодеры регистрируют каждое прокручивание втулки, которая прокручивает механизм внутри. Вся эта конструкция постоянно стирается и часто выходит из строя.

Оптические энкодеры регистрируют прокрутку лучом света, и при этом нет трения, отсечки стираются намного медленнее. Из-за этого тактильность не портится со временем, а энкодер не умирает так быстро.

В характеристиках энкодера обычно указывают количество отсечек и гарантированное число прокруток.

Но помните: даже энкодер с 24 миллионами прокруток может сдохнуть после 100 тысяч прокручиваний.

Производители часто прячут информацию о модели энкодера. Поэтому перед выбором мышки стоит посмотреть обзор с разбором

-2

Основные производители энкодеров: Alps, TTC, Kailh, Huano, F-Switch.

Общепринятым топчиком среди механических энкодеров считают Alps, но это субъективно. Даже топовые Alps могут быть хреново реализованы в какой-то мышке, что испортит впечатления.

Короче говоря, всё зависит от модели мышки и реализации.

А вот с оптическими энкодерами всё проще: они все долговечные, с приятной тактильностью.

Микропереключатели

Они же микрики, или просто клики.

Это кнопки, которые регистрируют нажатия. Ставят их под основными и дополнительными кнопками и под колесом.

Микрики так же бывают механическими и оптическими.

Суть механических кликов крайне проста:

Толкатель (обычно это просто пластиковая трубка под кнопкой) при нажатии давит на верхнюю часть микрика, внутри которого замыкаются медные пластины и нажатие регистрируется.

Оптические микрики работают так: под каждой кнопкой микрика стоят лазеры, которые выпускают пучок света. Когда вы нажимаете на кнопку, медная пластина перекрывает пучок света и нажатие регистрируется.у

Микрики, как и энкодеры или сенсоры, могут по разному быть реализованы в мышках. Так что опять же, всё зависит от конкретной модели мышки.

Информацию про микрики можно найти на сайте производителя. Но зачастую производитель пишет только про основные кнопки (левую и правую). Про боковые кнопки или колесо рассказывают редко. Поэтому опять же, перед покупкой смотрим обзоры и разбором мыши.

Фото: hyperxgaming.com
Фото: hyperxgaming.com

Производителей микриков так же великое множество, начиная со всеми известных Omron и Kailh, заканчивая TTC, Huano, ZF, Zippy, Greetech или Honeywell.

Бывают производители (опять же Razer или Steelseries), которые могут маскировать переключатели чужого производства под своим именем.

Те же зеленые переключатели Razer в мышках — это обычные синие Omron, а переключатели Steelseries на 50-60 миллионов кликов — это Zippy. Производители оптических переключателей также не упоминаются, и также зачастую скрываются под чужими именами (например, оптические переключатели Razer на 70 миллион нажатий в мышке Razer Deathadder v очень сильно напоминают Huano Blue).

Отдельно напишем про кодовые имена уникальных переключателей, которые вы часто будете встречать:

D2FC-F-7N — Белые Omron. Могут иметь ресурс нажатий как в 10 миллионов, так и в 20.

D2FC-F-K — Синие Omron. Имеют ресурс в 50 миллионов нажатий.

D2F-01F Серые Omron. Производится в Японии (остальные Омроны делают в Китае). Имеют ресурс в 50 миллионов нажатий, и стоит намного дороже синих и белых Омронов. Не очень популярные переключатели, в силу своего посредственного качества и клика, используются разве что в 2-3 мышках.

TTC Gold — Отличается от обычных TTC тем, что имеет позолоченные контакты и корпус оранжевого цвета. Заявленный ресурс — 30 миллионов нажатий. По заявлениям производителя, имеет влагозащиту и защиту от пыли.

Huano BlueSheel — В отличие от обычного Huano Blue с черным корпусом и синим язычком, BlueSheel версия отличается большей тактильностью и хорошим качеством. BlueShell White Dot имеет ресурс в 20, а BlueShell Blue Dot 50 миллионов нажатий. Есть еще обычная версия BlueShell с ресурсом в 10 миллионов нажатий. Обычные же синие бывают с ресурсами в 10 и 20 миллионов.

Kailh GM 2.0/4.0/8.0 — В отличие от обычных Kailh, имеют разноцветные корпуса, отличаются хорошим качеством. GM2.0 — 20 миллионов нажатий, 4.0 — 60 миллионов, 8.0 — 80 миллионов нажатий.

Kailh Silent — Маленькие микропереключатели, обладают неплохой тактильностью, фактически не издают звука, и имеют очень маленький ход нажатия. Нет информации об заявленном ресурсе нажатия, но можно предположить, что такие переключатели не особо долго-живущие.

Провод

Провода бывают разной длины, толщины, в оплётке и без оплётки, мягкие и упругие, твердые и жесткие, с эффектом памяти, с заоблачной частотой опроса в 2000-3000 герц, или же с маленькой в 500 герц (но больше 1000 Гц нет смысла).

Бывают съемные провода, а бывают мышки и вовсе беспроводные.

Защита от перегибов может быть громоздкой, кабель может выходить из мышки слишком низко и тереться об ковер. Или тянуть мышку вниз из-за тяжести.

Но единственное, что имеет значение — чтобы кабель не мешался при использовании мыши. Для этого есть специальные держатели для мышек, липучки, или же простой скотч..

Провод может в обычной резине, зачастую будет слабо гнуться, легко перетираться и очень нехотя скользить по ковру.

С проводами в тканевой оплётке тоже не всё радужно.
В хороших моделях провод может быть мягким и послушным, а в посредственных — тяжелым и дубовым, из-за чего будет тянуть мышку вниз.

Существует вид оплетки — паракорд.
Они делаются из нейлона, что делает мышку легче, а сам провод мягким и упругим. Но, вместе с этим, нейлон довольно легко разрывается, а медные провода внутри ничем не защищены. Так что стоит быть крайне осторожным с такими проводами. Но они используются не так часто, и в большинстве случаев покупаются отдельно для перепайки мышки.

-4

Глайды

Глайды, они же ножки под мышкой.

Бывают из разных материалов.
Из пластика в офисных мышах, или из металла в мышках Bloody (но про них забудьте). Даже бывают самодельные глайды из фторопластовых или бронзовых пластин, ну или керамические от той же компании
Plexip.

Но, в 98% игровых мышек ножки делаются из тефлона.

Тефлоновые ножки бывают разной толщины, разной мягкости и текстуры. Выбрать ножки под свои запросы (и под свой коврик) — дело непростое.

Почти все заводские ножки в игровых мышках — фигня. Быстро стираются и отправляются под замену.

Так что неважно, с какими глайдами мышку вы берете, спустя год игры на ней вам придется менять их. На какие? Можем предложеить ножки от компаний HyperGlides, CorePads, TigerGlides, Hotline.

Однако, основная «конкуренция» идёт между HyperGlides и CorePads. Лично мне больше по душе HyperGlides.

-5

Материалы и сборка

Очень важный, но часто игнорируемый фактор.

Это может быть матовый или глянцевый пластик, а может софт-тач.

По бокам могут быть резинки или просто текстурированный пластик. Реализация в разных мышках абсолютно разная. Надо трогать, щупать, и спрашивать у владельцев что происходит с мышкой со временем.

В идеале мышка должна быть сделана из толстого пластика, с мягкими пластинами для клика. Мышь не должна хрустеть, люфтить и дребезжать при сжатии. В корпусе не должно быть зазоров, которые собирают пот и грязь.
Для меня, владельца G502 и потных рук, это больная тема.

К сожалению, такого идеала нет. Поэтому перед покупкой топаем в магазин и щупаем. Или можно довериться отзывам владельцев и обзорам. А еще можете у нас спросить, мы много мышек перещупали.

-6

Форма и вес

Очень-очень-очень субъективные параметры. Руки у всех разные, как и размеры пальцев. Каждый выбирает форму под свой хват и размеры рук.

В основном есть три типа хвата: когтевой, ладонный, и пальцевый. Но никто не мешает комбинировать и экспериментировать. Хватайте мышку как удобно.

-7

Я юзаю ладонно-пальцевой хват и люблю длинные и тяжелые мышки (как моя любимая G502).

А вам могут нравится легкие и маленькие мышки, тяжелые и огромные, широкие и узкие. Выбирайте что в кайф.

Так как мышку то выбрать?

Если вы не хотите перепаивать микрики, энкодер и менять провод — то лучше сделать так:

  1. Открываем интернет-магазин.
  2. Сортируем мышки по своему бюджету.
  3. Гуглим обзоры на мыши с понравившейся формой, внешностью.
  4. Когда убедились, что начинка нормальная — топаем в магазин и щупаем
  5. ???
  6. Покупаем