Глазомер - это умение видеть размеры и расстояния без измерительных приборов. Есть много способов его тренировать, без него практически невозможно стать художником. Это один из главных навыков - умение правильно строить фигуру. Поэтому конечно эта тема волнует меня очень сильно. Мне кажется, что если правильно натренировать глазомер, то получится красиво рисовать в любом стиле. Красота, мне кажется, зависит от умения видеть пропорции.
В Древней Греции существовало понятие «космос», то есть правила, по которым существует окружающий мир. Эти правила применяли архитекторы, и от того насколько хорошо они их применяли зависела красота постройки.
Видеть предмет целиком
Но меня волнует другой аспект, частный случай. Недавно я услышала рекомендацию для начинающих художников: «Основная ошибка начинающих художников - это то, что они видят отдельные части, но не смотрят на предмет целиком.» С тех пор я медленно иду в этом направлении. И пока не знаю поможет ли это правило. Но смотреть на картину целиком очень важно. И этому тоже можно научиться.
Сначала я делала эту ошибку постоянно - отдельно рассматривала глаз и нос. Но постепенно стала осознавать, что все размеры могут восприниматься относительно. И переносить их на бумагу по отдельности очень неудобно. Нужно видеть предмет целиком.
И, я пока не научилась этому. Речь идёт о том, что не смотря на то, что это важное правило, его очень сложно выполнить.
То же самое происходит с рисованием параллельных линий - это просто только в теории, но не каждый может нарисовать линии идеально параллельными.
Если вы рисуете ворону, например, то случайно можете сделать клюв больше, чем он есть в реальности. Ветки, которые ее окружают, тоже могут оказать смещёнными влево или вправо, могут быть непропорционально меньше. Все из-за того, что вы отвлекаетесь от общего к частному. Рисуя портрет - губы могут оказаться больше, а глаза меньше. Все эти детали должны быть нарисованы правильно, в верных размётах и пропорциях. Рисуя глаза - вы можете забыть о размере головы, сделать их сильно крупными, хотя и прорисовать их красиво и детализированно. Стоит обращать на это много внимания. Держать все сразу в голове сложно. Может помочь тренировка.
Полезные действия
Возможно в дальнейшем эти действия не будут актуальными, и они не академические, но мне они помогают.
Чтобы видеть картину целиком стоит:
1. Отвлечься и заново на неё посмотреть.
2. Во время рисования охватывать взглядом все полотно и референс целиком.
3. Тренировать глазомер постоянной практикой, так он в любом случае немного развивается. Понять что-либо можно на примере.
Глазомер
Что уж говорить, многие люди не могут определить сколько километров прошли, или сколько метров размером их или чужой приусадебный участок. Глазомер нужен всем, не только художникам.
Водитель, моряк, дизайнер интерьеров не могут без него обойтись. Мы зависим от него больше, чем от многих навыков и умений и больше, чем думаем.
Его можно развить с помощью упражнений.
Поэтому, думаю, занятия рисованием и тренировка глазомера - это монета в копилочку общего развития.
Некоторые художники умеют рисовать даже без вспомогательных линий - безусловно, это большой талант.