Песни, каких сроду не было ни на радио, ни на телевидении, но в дружеских компаниях очень даже были - это ведь тоже народное творчество.
КСП... Клубы самодеятельной песни. Помните?
Они создавались при каждом Доме культуры в каждом городе. Так сколько же было энтузиастов? Самодеятельных поэтов и музыкантов?!
Мы, воркутинские "барды", собирались дважды в неделю вот в этом здании с колоннами:
Дворец культуры шахтёров строился с 1953 по 1959 год, но самодеятельный театр в Воркуте работал с 1942 (!) года
Но родная Воркута - это будни. А выезды запомнились настоящими праздниками!
Ездили мы своей компанией в Сыктывкар - на смотр туристической песни. В 1985 году. Главнейшее условие - чтобы песня принадлежала самодеятельному автору.
Выходим на сцену, и наш предводитель Виктор Гагин объявляет:
- К сожалению, автор у нас профессиональный... Вольфганг Амадеус Моцарт. "Рондо в туристском стиле"!
А так, как никто не владел гитарой настолько, чтобы сыграть "Турецкий марш", гитары мы просто ... перевернули. И, выстукивая ритм по задним стенкам, то есть нижним декам, заголосили:
Не чиня гитар,
Не леча катар,
В тишину врываясь, как нашествие татар,
Мы наносим по природе акустический удар!
Забивай - не трусь,
Слуха нет - и пусть,
Знаем три аккорда, но уж это - наизусть!
А кто выучит четвёртый,
Тот зазнается, боюсь.
И о чём мы только не поём,
Хоть и хором - каждый о своём,
Кто о лесе - кто и о дровах,
Потому что дело не в словах.
Слов не разобрать,
Стонет наша рать,
Вроде, нынче в моде на природе поорать.
Если кто чего не понял -
Мы споём опять!
Мы поём про природу, воздух, воду, лес, озёра,
Про дороги, тревоги, руки, ноги да рюкзак.
И о том, что туристам ненавистен каждый город,
В нём живём, жутко мучась, ну и участь, как же так?
Распеваем каждый полчаса:
Нам бы скрыться в горы да леса,
Водокранов видеть не могу,
Поскорей бы в тундру и тайгу,
Зря молчит печать,
надо бы начать
Телепередачу, как быстрее одичать,
Чтоб туристские напевы
В ней могли звучать!
Кажется сперва, слушая слова,
Что от этой чуши вянут уши и листва,
Но теперь мы вас не спросим. Может, бросим? Чёрта с два!
Трус или ханжа, гнева не сдержа,
Врут о наших песнях, что они бессодержа.....тельны?
Может, быть, но что же, если нету терпежа!
Ваши песни лучше под трамвай,
Нам чего попроще подавай,
Чтоб понять хватало наших сил,
Чтоб турист - и тот сообразил!
С пением парим, рвением горим,
Мир от тишины спасаем, словно гуси - Рим,
Если кто чего не понял - мы им пов - то - рим!
***
Восторг зала - и первое место. Спасибо "Вольфгангу Амедеевичу".
Но самыми интересными были выступления не в залах, а в чумах. Раз в два - три месяца команда самодеятельного театра на вертолёте отправлялась гастролировать к оленеводам - ненцам и коми.
Тундра, чумы, олени в упряжках, котлы оленины и варёных мандаринов, щенки - лаечки, которых нам предлагали...
Неужели это было?
Те, кто застали начало 90-х подростками, уверяют, что заметили момент исчезновения движения КСП. Именно как массового явления.
Фестивали ещё сохранялись, соответственно сохранялся и шанс у самодеятельных авторов заявить о себе. Но исчез массовый слушатель! Романтика сменилась "прагматикой" прямо на глазах.
(Замечательная музыкальная иллюстрация - песня Юрия Аделунга "Мы с тобой давно уже не те"...)
А между тем подростки продолжали петь, продолжали любить, якобы, немодных Визбора, Кукина, Аделунга... но по-партизански. Только среди своих, не являя свои "отсталые" вкусы на публику. Как на вражеской территории!
И похоже, история совершила виток, если территория снова становится "дружеской". Своей. Только единомышленников ищем (и успешно находим) в Сети.
А просто собраться и спеть под гитару? Слабо?