Как известно, Роберт Хайнлайн много писал о космосе. Более того, именно его книги были первыми, что я прочитал на эту тему. Именно после его книг я полюбил космическую фантастику и буквально «заболел2 ей. Так что – несмотря на то, что в книгах Мастера не всё так хорошо, как у более современных авторов, всё равно, Роберт Хайнлайн заслужил наше уважение.
Итак, немало места и времени в книгах Хайнлайна, конечно же, уделено такой вещи, как колонизация иных миров. Ну, сами понимаете, романтика Фронтира, «вот это вот всё», и так далее. И порой Мастер даже описывал все эти процессы. И, наверное, читать это, примерно в тот период, когда эти книги были написаны, было бы проще – до того, как были прочитаны другие книги про колонизацию других планет. Например, до упоминавшейся мной ранее «Войны кукол» супругов Белаш. Позже я приведу цитату из пролога первого романа – там как раз есть несколько слов о том, при помощи чего осваивали эту планету. Но, как все понимают, «Война кукол» была написана в нулевых, а большая часть романов Хайнлайна – значительно раньше. И, тем не менее, давайте обсудим их…
Есть такой роман – «Туннель в небе». Признаться, это один из романов Мастера, который я очень не хотел бы перечитывать. Роман написан хорошо и интересно, но мне не особенно понравилось то, что группу студентов просто отправили куда-то на другую планету, где они должны были сдавать экзамен по выживанию. Только вот, несколько дней превратились в несколько лет – то ли на Земле что-то случилось, то ли что-то ещё, но там показано примерно то же, что было и в кинофильме «Повелитель мух» (книгу я не читал). То, как эти студенты сначала чуть друг друга не перебили – мне очень сильно не понравилось. Да и то, что они именно выживали на той планете – показано очень хорошо. С ножами и луками, знаете ли, цивилизацию не построить. Но, мы сейчас не об этом. Просто в романе, в самом начале, есть эпизод, когда герой наблюдает за людьми, которые отправляются на другие планеты…
«Оно было заполнено людьми, двигавшимися от запасного ВЫХОДА к ВЫХОДУ N 5 и далее через пятый ВЫХОД - на какую-то отдаленную планету. Они возникали как бы из ничего, так как пол за запасным ВЫХОДОМ был пуст, проходили, как стадо скота, между двумя перегородками, входили в пятый ВЫХОД и исчезали. Отряд мускулистых полицейских - монголов, вооруженных палками в рост человека, располагался с внутренней стороны загородки. Своими палками полицейские подгоняли эмигрантов и делали это не особенно вежливо. Один из них так сильно толкнул старика-эмигранта, похожего на кули, что тот споткнулся и упал. Старик нес все свое имущество, все, что у него будет в новом мире, связав все это в два тюка, переброшенных через правое плечо.
Старик поднялся на колени, попытался встать и снова упал. Род был уверен, что его затопчут, но он кое-как вновь поднялся без своей поклажи. Он пытался удержаться в стремительном потоке людей, прикрывая свои пожитки, но охранник вновь ударил его, и старик вынужден был продолжить путь с пустыми руками. Род потерял его из виду через пять метров.
***
Толпа, стремившаяся через огороженное пространство, состояла из азиатов - японцев, индонезийцев, сиамцев, изредка индусов, но главным образом жителей Южного Китая. Роду они все казались одинаковыми миниатюрные женщины с детьми за спиной или с одним ребенком за спиной, а другим на руках, дети с сопливыми носами и бритыми головами, отцы с жалким скарбом, увязанным в огромные узлы на спине; некоторые толкали перед собой тачки. Здесь было также несколько тощих пони, тащивших слишком большие для них телеги с поклажей, но большинство из толпы обладали только тем, что могли унести.»
Это люди, которые идут на другие планеты. Просто люди, которые несут весь свой скарб. И видно, что никакой техники, никаких технических средств они с собой не берут. Конечно, кто-то может сказать, что на той стороне их всех примут, рассортируют, выдадут всё необходимое, и эти люди радостно будут осваивать новую планету. Может быть, только вот если судить по этой сцене, по виду этих людей, то становится понятно, что ничего, кроме каторжного ручного труда их там не ждёт. Странно, да?
А ведь можно вспомнить тот же роман «Достаточно времени для любви», где некоторые истории Лазаруса Лонга как раз и повествуют о том, что он жил в колониях и даже основал некоторые из них. И снова – ручной труд, примитивные инструменты и всё такое. В одной из историй Лазарус ехал городок основывать – так это вообще было в стиле американских переселенцев – фургоны, запряжённые тягловой скотиной, тяжёлые условия, плохая погода и всё такое.
Сейчас я попробую сформулировать, что с моей точки зрения здесь не так. Вот смотрите. Да, можно сказать, что техника – такая вещь, которая порой ломается. А, когда до ближайшего магазина запчастей – несколько световых лет, есть опасность, что она выйдет из строя именно в тот момент, когда она особенно сильно нужна. А раз так – то давайте вообще обходиться без неё! Мол, наши предки начинали с «палок-копалок» – и вон, чего добились! Звучит одновременно интересно – и… глупо. На самом деле, способов повысить надёжность техники до небывалых высот не так уж и мало, и Роберт Хайнлайн, как бывший военный (а он всё же инженером был!) не мог этого не знать. Например, взять такую вещь, как военный самолёт – например, штурмовик Су-25. Он бронирован, не так ли? Далее, все жизненно важные системы данной машины имеют резервирование. В Сети немало фото повреждений, с которым «Грач» своим ходом добирался до родного аэродрома – и машина после этого подлежала ремонту! А если говорить про штурмовик Ил-2, который порой добирался до аэродрома, на самом деле, «на честном слове и на одном крыле» – но потом машина снова поднималась в небо! Так что – в том, что касается надёжности техники, которая должна работать в экстремальных условиях, всё довольно просто и понятно.
Но, это только одна сторона вопроса. Давайте посмотрим и с другой стороны. Итак, у нас есть колония. Люди должны не просто построить несколько домиков и заниматься охотой, земледелием и тому подобными вещами, но и как-то развиваться. Например, построить космопорт, чтобы можно было принимать корабли. А космопорт – это довольно сложное сооружение, если что. Например, там должно быть навигационное оборудование – чтобы челнок с корабля мог выйти точно куда надо. Должна быть полоса – если челнок не может садиться «по-вертолётному», должна быть определённая инфраструктура, и много, много другого. Даже запасы топлива – на тот случай, если челноку понадобится дозаправка. И что – Роберт Хайнлайн на полном серьёзе считал, что люди всё это смогут построить, используя только примитивный «шанцевый инструмент»? Как мне кажется, для полосы уже нужен бетон – или какой-то его аналог. Для маяков и прочей машинерии – сложная электроника, а для топлива – сложная химия, и сложная техника. И Хайнлайн предполагает, что всё это можно сделать голыми руками, или при помощи примитивных инструментов?
Можно привести ещё одну цитату – из романа «Фрайди», который тоже не относится к моим любимым…
«— Мигранты пройдут через центральный коридор нашего отсека. В этот рейс их набралось около трех сотен, и их набьют в проходной отсек, как сельдей в бочку… Их так много, что, я уверен, не все из них знают друг друга в лицо — за такой короткий срок они никак не успели перезнакомиться. Мы этим воспользуемся… И еще одним, старым испытанным средством.
***
Они действительно тащили на себе до черта вещей — виной тому было крохоборское правило компании: каждый мигрант мог провезти по одному билету все, что влезет в небольшие «вспомогательные» каютки третьего класса (так они называют кладовки), если только он в состоянии сам без посторонней помощи тащить это по кораблю. Таковы условия компании для «ручной клади» А за все то, что они кладут в грузовой отсек, им приходится платить отдельно. Я понимаю, компания должна иметь прибыль, но мне всегда это не нравилось. Правда, сейчас мы попытаемся извлечь из этого пользу.»
Ну, тут, конечно, есть о объяснение всего этого – но всё равно. Люди идут пешком, несут на себе весь свой скарб, и, судя по следам лошадиных копыт там, дальше – на этой планете тоже… как-то с техникой не особо хорошо. Хотя в этом романе с ней вообще как-то печально – с одной стороны, энергетический кризис разрешён, есть эти самые «шиптоуны», стратопланы носятся с континента на континент, а вот перемещения на относительно небольшие расстояния – на лошадках! Можно в телеге, запряжённой лошадками. Нет, у полиции, конечно, есть аэрокары, но – только у полиции и прочих силовиков. А вот простым смертным – только лошадки и телеги… А по рекам ходят колёсные пароходы…
Но давайте я уже приведу цитату, где показано настоящее освоение планеты. И там всё настоящее!
«Рядом с «Голиафом», склонив к земле головы-кабины, стояли «Самсон» и «Бриарей» — такие же исцарапанные и потускневшие от летящей по ветру наждачной пыли. Век машин долог; собранные на Земле, эти послушные громадины годами стыли в наполненных инертным газом грузовых трюмах, и почти вечная фторсиликатная смазка в их сочленениях усохла едва на несколько микронов, но, спустившись с неба в незнакомый мир, машины начали стареть. Из них выжимали максимум мощности, их заставляли работать в три смены, круглый день и год за годом, чтоб окупить затраты на их перевозку, на доставку колонистов, на постройку и эксплуатацию кораблей Экспансии. Поскольку запчастей было в обрез — корабли не надувные, сколько хочешь барахла в них не загрузишь, — машины были сделаны с пятикратным запасом прочности и износоустойчивости, но и они постепенно сдавали. Не дожидаясь, пока полуавтоматы начнут разваливаться на ходу, «Экспа-Пионер» продала их по дешевке частникам и отчиталась в этом по графе «Поощрение и развитие малого бизнеса».»
Это – цитата из первого романа цикла «Война кукол». И там освоению планеты посвящён только пролог. Но – зато авторы описали, при помощи какой техники люди это делали. Всего несколько абзацев – но становится понятно, что Город построен не при помощи лопат и прочего. Нет, понятно, что где-то и вручную работали, но большая часть – при помощи взрывов и такой вот техники…
А книги Хайнлайна – всё равно останутся одними из моих самых любимых…