Найти в Дзене
Дмитрий Смотров

Современный модуль управления пришел на замену старому морскому телеграфу.

Оглавление

Когда речь заходит за судовой телеграф, вы наверняка представляете нечто такое. Когда бравый капитан в шторм стоит на мосту и держит ручку телеграфа и отдает команды! В этой статье мы разберемся, что такое телеграф и что пришло ему на замену в современном флоте.

Судовой телеграф.
Судовой телеграф.

Телеграф.

Ходит ошибочное мнение, что телеграф был дистанционным управлением самим двигателем судна. Это не так. Телеграф конечно связан с машинным отделением судна, но не управляет двигателем. Телеграф на судне использовался для подачи команд в машинное отделение с мостика.

Когда на навигационном мостике перемещали рукоять телеграфа на ту или иную позицию, в машинном отделение рукоять телеграфа так же перемещалась и сопровождалась звуковым сигналом. Вахтенный механик после того, как выполнял команду, ставил свою рукоять в то же положение, что и на мосту, подтверждая выполнение команды.

На телеграфе всего 11 положений рукояти. Эти положения - команды в машинное отделение. Команды были разделены на 3 группы: движение вперед, движение назад и стоп. На примере команд движения вперед разберемся, что же это были за команды:

Источник:https://pikabu.ru/story/ezhednevnaya_ikonka_mashinnyiy_telegraf_7206865
Источник:https://pikabu.ru/story/ezhednevnaya_ikonka_mashinnyiy_telegraf_7206865
  • Товсь или Stand by
  • Самый малый вперед или Dead slow ahead
  • Малый вперед или Slow ahead
  • Средний вперед или Half ahead
  • Полный вперед ил Full ahead

На некоторых телеграфах можно еще встретить самый полный вперед (Navigationa Full Ahead) и самый полный назад (emergency full astern). Чем дальше рукоять от изначального положения, тем больше оборотов будет на винте судна, тем быстрее оно пойдет.

Примерно так выглядел судовой телеграф, теперь давайте посмотрим, что установлено на современном флоте.

Современные модули управления.

На современном флоте теперь вместо телеграфа используется модуль дистанционного управления двигателем судна. По внешнему виду он не сильно отличается от телеграфа, зачастую даже позиции сохранились. Но сегодня хотелось бы поговорить, как все это устроено на нашем судне.

Современный модуль управления. Источник: http://forums.airbase.ru/2016/01/t92283--mostik-sovremennogo-kontejnerovoza.html
Современный модуль управления. Источник: http://forums.airbase.ru/2016/01/t92283--mostik-sovremennogo-kontejnerovoza.html
Но прежде чем приступать к осмотру модуля управления нашего судна, необходимо прояснить некоторые моменты.

На современных транспортных судах зачастую стоит один винт на корме и перо руля, которое позволяет поворачивать судну. Причем винт не регулированного шага. Что значит не регулированного шага? А значит это, что лопасти винта не могу разворачиваться, они жестко зафиксированы. Такие винты называются винтами с фиксированным шагом (Fixed Pitch Propeller). Поэтому на таких судах модули управления очень похожи на телеграф. Такой модуль регулирует скорость судна, за счет повышения частоты вращения винта.

Перо руля. Источник: https://balt-lloyd.ru/wp-content/uploads/2017/12/Rudder-and-propeller-1.jpg
Перо руля. Источник: https://balt-lloyd.ru/wp-content/uploads/2017/12/Rudder-and-propeller-1.jpg

В нашем же случае, мы управляем разворотом лопастей винта. Так как судно имеет винты с регулируемым шагом винта (Controllable Pitch Propeller). А для регулировки частоты вращения есть два режима. Первый, когда частота вращения лопастей фиксирована и не зависит от разворота лопастей. Второй режим называется прогрессивным, в этом случае частота вращения винта повышается вместе с разворотом лопастей. Но на этом отличия не заканчиваются.

Винторулевая колонка. Ремонт в Швеции.
Винторулевая колонка. Ремонт в Швеции.

У нас установлены другого типа движители, в отличие от транспортных судов. На корме мы имеем два азимутальных трастера против одного винта и пера руля у транспортных судов. Так как у нас нет пера руля, а поворачивать судну как то надо, наши азимутальные трастеры способны разворачиваться на 360 градусов.

Принимая во внимание всю информацию выше мы понимаем, что обычным модулем управления нам не обойтись. Поэтому у нас два модуля управления для каждого движителя и они совмещены со "штурвалом", если совсем грубо сравнивать. Помимо этого они продублированы на корме мостика, чтобы было удобно идти кормой вперед.

Теперь перейдем к осмотру самого модуля.

  1. Манипулятор. С его помощь мы регулируем разворот лопастей и поворот винторулевой колонки.
  2. Индикатор разворота винторулевой колонки.
  3. Индикатор разворота лопастей.
  4. Индикатор оборотов винта.
  5. Панель ручного управления. Если по каким либо причинам манипулятор откажет, мы сможем управлять судном при помощи кнопок.
  6. Панель, показывающая, где находится управление в данный момент. Так как судном можно управлять равноценно, как с кормовой панели, так и с носовой, очень важно знать, где находится управление в данный момент.

Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи: