Аэроэкспресс, пожалуй, самая противоречивая компания, которая сейчас занимается пассажирскими перевозками по железной дороге. Хорошая идея ускоренных поездов центр - аэропорт, реализация которой, с каждым годом, становится всё хуже и хуже.
Падение сквозь года
Компания была образованна ещё в 2005 году и первые 5 лет показывала динамичные результаты деятельности. Пик перевозок пришёлся на 2013 - 2014 год, что хорошо видно из годовых отчётов. Кстати, после 2016 года публиковать на сайте они перестали.
Там же приведены и причины тогда ещё не критичного снижения пассажиропотока, среди которых:
такси стало комфортнее, быстрее и дешевле;
упала привлекательность личного транспорта в связи с ограничением парковки в центре Москвы;
улучшилась доступность аэропортов автобусным транспортом и маршрутными такси, сами автобусы, такси и маршрутные такси стали значительно комфортнее.
Отчёты можно почитать - тут.
В 2015 году пассажиропоток не просто упал, а прямо скажем рухнул. В этом же году Аэроэкспресс прекратил свою работу во Владивостоке и Казани. Падение продолжилось и в 2016 году, с выходом в минимальный рост 2018-19 годах. Про 2020 понятно, ибо целевая аудитория Аэро сидела дома несколько месяцев.
Вот так выглядит график пассажиропотока Аэроэкспрессов на Московском узле.
Скоро будет окончательная цифра 2021 года и отметку в 10 млн Аэроэкспресс едва ли преодолеет.
Экспресс, который не экспресс
Первым ударом стало открытие нового терминала "B" в Шереметьево, который расположен на другом конце аэропорта от терминала Аэроэкспресса. Для вылета Аэрофлотом или Россией необходимо спускать под землю и пользоваться недометро между терминалами. Часто это чудо транспорта просто не работало, а с переводом основных мощностей Аэрофлота в Северный комплекс (терминалы В и С) перестало справляться с нагрузкой. Пришлось запускать ускоренные автобусы от Ховрино, которые стали в разы удобнее поезда.
Ввод в строй первого диаметра ещё сильнее повлиял на пассажиропоток самого "хлебного" направления в аэропорт Шереметьево. Теперь Аэроэкспрессам необходимо идти по общему для всех электричек графику, просто не останавливаясь на некоторых платформах. С ноября 2019 года время в пути от Белорусского вокзала - 50 минут и более, интервал 30 минут. При этом нужно понимать, что из-за плотности графика движения расписание часто смещается и надёжным, такой вид транспорта не назовёшь.
Последний гвоздь в крышку Шереметьевского Аэроэкспресса забило зимнее расписание 2021\2022 года. Теперь интервалы между поездами "рваные" (от 30 до 70 минут). Линия к Северным терминалам "В" и "С" до сих пор строится и даже её ввод не спасёт график.
Скидки на проезд
Аэроэкспресс всегда ругали за монополизацию направлений и тарифную политику. Стоимость проезда до определённого момента составляла 500 руб. в одну сторону. До массовых реформ городского транспорта в Москве оно действительно того стоило, Аэроэкспресс предлагал конкурентное время и комфортные поезда, но с каждым годом становилось всё менее понятно, за что платится такая сумма. Свою роль сыграли и агрегаторы такси, которые устроили хороший демпинг на направления в аэропорт.
Совокупность кризисных ситуаций вынудило сильно снизить стоимость проезда в Аэроэкспрессах. В пандемийное время билеты продавали по 300 (!) рублей и плавно повысили ценник до 400 рублей к 2021 году. И если за 400 сотни желающие приобретали билеты онлайн (в кассе ценник был уже выше), то последнее обновление тарифной политики такую возможность убрала. К лояльности пассажиров повернулись сами знаете чем.
При этом уровень сервиса в Аэроэкспрессе деградирует. На Шереметьевском направлении - ломанный график и время в пути снизило привлекательность экспресса на столько, что запущены уже 2 автобуса от Ховрино, которые оказались и надёжней, и удобней. Домодедовское направление работает на уже видавших виды ЭД4МКМ, которым уже по 10 и более лет. Единственным более-менее стабильным направлением является - Внуковское, но в 2023 году откроют метро и вопрос необходимости Аэроэкспресса отпадёт сам собой.
Итог
Больше всего не понятно, очередное повышение тарифа это попытка выправить цифры в отчётах 2022 года или попытка просто выжить? Компания уже давно перестала давать реально хороший сервис и никакие поезда Штадлер её репутацию уже не спасут. Остаётся надеется, что идея о поглощении Аэроэкспресса компанией ЦППК возможно сбудется.