Найти тему
Public Transport Travel

Отмена скидок от Аэроэкспресса. Восстановление или начало конца?

Оглавление

Аэроэкспресс, пожалуй, самая противоречивая компания, которая сейчас занимается пассажирскими перевозками по железной дороге. Хорошая идея ускоренных поездов центр - аэропорт, реализация которой, с каждым годом, становится всё хуже и хуже.

Падение сквозь года

Компания была образованна ещё в 2005 году и первые 5 лет показывала динамичные результаты деятельности. Пик перевозок пришёлся на 2013 - 2014 год, что хорошо видно из годовых отчётов. Кстати, после 2016 года публиковать на сайте они перестали.

Суточная динамика пассажиропотока в отчёте 2014 года из отчёта Аэроэкспресса.
Суточная динамика пассажиропотока в отчёте 2014 года из отчёта Аэроэкспресса.

Там же приведены и причины тогда ещё не критичного снижения пассажиропотока, среди которых:

такси стало комфортнее, быстрее и дешевле;
упала привлекательность личного транспорта в связи с ограничением парковки в центре Москвы;
улучшилась доступность аэропортов автобусным транспортом и маршрутными такси, сами автобусы, такси и маршрутные такси стали значительно комфортнее.

Отчёты можно почитать - тут.

В 2015 году пассажиропоток не просто упал, а прямо скажем рухнул. В этом же году Аэроэкспресс прекратил свою работу во Владивостоке и Казани. Падение продолжилось и в 2016 году, с выходом в минимальный рост 2018-19 годах. Про 2020 понятно, ибо целевая аудитория Аэро сидела дома несколько месяцев.

Вот так выглядит график пассажиропотока Аэроэкспрессов на Московском узле.

Пассажиропоток Аэроэкспресса в МАУ.
Пассажиропоток Аэроэкспресса в МАУ.

Скоро будет окончательная цифра 2021 года и отметку в 10 млн Аэроэкспресс едва ли преодолеет.

Экспресс, который не экспресс

Первым ударом стало открытие нового терминала "B" в Шереметьево, который расположен на другом конце аэропорта от терминала Аэроэкспресса. Для вылета Аэрофлотом или Россией необходимо спускать под землю и пользоваться недометро между терминалами. Часто это чудо транспорта просто не работало, а с переводом основных мощностей Аэрофлота в Северный комплекс (терминалы В и С) перестало справляться с нагрузкой. Пришлось запускать ускоренные автобусы от Ховрино, которые стали в разы удобнее поезда.

Маршруты автобусов 1195 и 1195Д. Источник: Аэроэкспресс / https://khovrino.aeroexpress.ru/
Маршруты автобусов 1195 и 1195Д. Источник: Аэроэкспресс / https://khovrino.aeroexpress.ru/

Ввод в строй первого диаметра ещё сильнее повлиял на пассажиропоток самого "хлебного" направления в аэропорт Шереметьево. Теперь Аэроэкспрессам необходимо идти по общему для всех электричек графику, просто не останавливаясь на некоторых платформах. С ноября 2019 года время в пути от Белорусского вокзала - 50 минут и более, интервал 30 минут. При этом нужно понимать, что из-за плотности графика движения расписание часто смещается и надёжным, такой вид транспорта не назовёшь.

Шереметьевский Аэроэкспресс во время ремонтов на D1
Шереметьевский Аэроэкспресс во время ремонтов на D1

Последний гвоздь в крышку Шереметьевского Аэроэкспресса забило зимнее расписание 2021\2022 года. Теперь интервалы между поездами "рваные" (от 30 до 70 минут). Линия к Северным терминалам "В" и "С" до сих пор строится и даже её ввод не спасёт график.

Новое расписание. Тактовость ушла в небытие. Источник: Аэроэкспресс / https://aeroexpress.ru/
Новое расписание. Тактовость ушла в небытие. Источник: Аэроэкспресс / https://aeroexpress.ru/

Скидки на проезд

Аэроэкспресс всегда ругали за монополизацию направлений и тарифную политику. Стоимость проезда до определённого момента составляла 500 руб. в одну сторону. До массовых реформ городского транспорта в Москве оно действительно того стоило, Аэроэкспресс предлагал конкурентное время и комфортные поезда, но с каждым годом становилось всё менее понятно, за что платится такая сумма. Свою роль сыграли и агрегаторы такси, которые устроили хороший демпинг на направления в аэропорт.

Новый облик московского транспорта
Новый облик московского транспорта

Совокупность кризисных ситуаций вынудило сильно снизить стоимость проезда в Аэроэкспрессах. В пандемийное время билеты продавали по 300 (!) рублей и плавно повысили ценник до 400 рублей к 2021 году. И если за 400 сотни желающие приобретали билеты онлайн (в кассе ценник был уже выше), то последнее обновление тарифной политики такую возможность убрала. К лояльности пассажиров повернулись сами знаете чем.

ЭШ2 на станции Хлебниково во время техстоянки для ввода в график
ЭШ2 на станции Хлебниково во время техстоянки для ввода в график

При этом уровень сервиса в Аэроэкспрессе деградирует. На Шереметьевском направлении - ломанный график и время в пути снизило привлекательность экспресса на столько, что запущены уже 2 автобуса от Ховрино, которые оказались и надёжней, и удобней. Домодедовское направление работает на уже видавших виды ЭД4МКМ, которым уже по 10 и более лет. Единственным более-менее стабильным направлением является - Внуковское, но в 2023 году откроют метро и вопрос необходимости Аэроэкспресса отпадёт сам собой.

Итог

Больше всего не понятно, очередное повышение тарифа это попытка выправить цифры в отчётах 2022 года или попытка просто выжить? Компания уже давно перестала давать реально хороший сервис и никакие поезда Штадлер её репутацию уже не спасут. Остаётся надеется, что идея о поглощении Аэроэкспресса компанией ЦППК возможно сбудется.