#война на тихом океане #японский флот #тяжелый крейсер #саво
После поражения в битве у острова Мидуэй, у японцев еще был шанс не упустить окончательно стратегическую инициативу. Шанс этот сводился к захвату архипелага Соломоновнах островов и обустройстве на нем плацдарма для захвата новой Гвинеи, захват Новой Гвинеи позволял поставить под удар коммуникации между Австралией и США. По началу японцы опережали американцев и уже почти достроили аэродром на острове Гуадалканал, также они забросили десант для захвата столицы Новой Гвинеи. В ответ американцы и австралийцы решили выбить японцев с Гуадалканала. В начале высадки у союзников имелось воздушное прикрытие с авианосцев, но они отошли, формально из-за недостатка топлива. Прикрывать дальнейшую высадку десанта остались шесть тяжелых крейсеров, пара легких крейсеров и 15 эсминцев, в ночь на 9 августа 1942 их и разгромили пять тяжелых крейсеров японцев. Ну у японцев во всем этом участвовали еще два легких крейсера и один эсминец, но не суть важно.
Прекрасно осознавая превосходство американцев в средствах раннего обнаружения, у японцев с радарами до концы войны так ничего толком и не наладилось, японское командование решает довести до совершенства навыки ночных боев на море. Проводятся специальные тренировки и отбираются наиболее зоркие сигнальщики, совершенствуются средства ночного оптического наблюдения, именно закономерным итогом этих мер можно считать разгром американцев и австралийцев в бою при острове Саво. Причем здесь остров Саво, посмотрим на карту с примерным планом сражения.
Именно остров Саво находится на входе между Гуадалканалом и Флоридскими островами, в состав которых входит остров Тулаги. Отрядом японских тяжелых крейсеров командовал адмирал Микава, который собрал под своим началом те самые пять тяжелых японских крейсеров, плюс два легких и один эскадренный миноносец. План Микавы был прост, исходя из данных авиаразведки он решил последовательно атаковать под покровом ночи сначала группу противника на якорной стоянке у Гуадалканала, обойдя остров Саво с юга, а затем подойти и атаковать группу у острова Тулаги. Отходить он планировал, обходя остров Саво с севера.
Для своей защиты американцы формально все сделали правильно, они направили патрулировать вероятные пути прохождения с севера и с юга от острова Саво два эсминца оснащенных радиолокаторами, но это их не спасло, скорее даже наоборот, придало избыточной самоуверенности. Разделить силы на три группы, чтобы перекрыть вероятные пути появления противника, тоже вроде правильное решение, но и оно не помогло, вернее помогло, но не союзникам, а японцам.
Под командой адмирала Микавы находились японские тяжелые крейсера типа "Аоба", типа "Фрутака" и один крейсер типа Такао, на котором был сам адмирал, флагманский "Чёкай". Самыми старыми были два крейсера типа "Фурутака", собственно сам "Фурутака" и "Како", первого приняли в строй 31 марта 1926 года, второй 20 июля того же года. Поскольку корабли прошли модернизацию, то некоторые характеристики имеют два значения, изначальный и после модернизации.
Главным образом менялось водоизмещение, которое подросло с 7950 тонн стандартного и 10 252 полного, до 8561 тонн в стандарте и до 11273 тонн в полном. Длина наибольшая была неизменна и равнялась 185,17 метра, ширина наибольшая исходная была 16,5 метра, после модернизации стала 16,93. Главный калибр претерпел изменения в сторону увеличения с 200 миллиметров, до 203, количество орудий было неизменно шесть штук. Скорость в начальном варианте была около 35 узлов полная, "Како" чуть уступал "Фурутаке", а вот после модернизации она снизилась до 32 узлов. На экономической скорости в 14 узлов крейсера могли пройти 7000 миль до модернизации, после дальность подросла на 900 миль. В модернизацию было усилено зенитное и торпедное вооружение.
Следующая пара «Аоба» и «Кинугаса» прямая родня "Фурутаке". Но в их проект внесли столько доработок, что они стали отдельным типом "Аоба". Как и свои старшие собратья накануне войны они подверглись модернизации, изменившей некоторые их параметры в сторону увеличения. Правда они изначально были чуть крупнее их исходное стандартное водоизмещение составляло 8300 тонн и после модернизации доросло до 8738. Полное с 10 583 тонн выросло до 11 660. Длина наибольшая была 185,17 метра, такая же как и у "Фурутак", ширина изначальная также как у предшественников 16, 5 метра, а вот после модернизации стала 17,56. Главный калибр претерпел те же изменения, что и на предшественниках, впрочем и другие изменения были аналогичны. Скорость изначальная была 34 узла на полном ходу, после модернизации она не снизилась. Дальность хода на 14 узлах после модернизации была на 100 миль больше, то есть 8000 миль.
Флагманский крейсер "Чёкай", относился к типу "Такао" и был из всей пятерки самым свежим, его приняли в строй 30 июня 1932 года.
Так то попадись адмиралу Микаве, тяжелый крейсер типа «Мёко», под его началом собралась бы стройная коллекция из трех последовательно идущих типов японских тяжелых крейсеров. Но к тяжелому крейсеру "Чёкай". Крейсера типа "Такао" были улучшением типа «Мёко», который в свою очередь вырос из типа "Аоба". Это были крейсера изначально отталкивавшиеся в своих проектах от стандартного водоизмещения в 10000 тонн. Их главный калибр включал в себя десять орудий калибром 203 миллиметра, разместить их предполагалась в пяти башнях, по два орудия в каждой. Конкретно для типа "Такао" стандартное водоизмещение по итогу составило 11 350 тонн, не изменилось оно и после модернизации. А вот полное после модернизации подросло с 15 186 тонн, до 15 875. Длина наибольшая после модернизации составила 203,76 метра. Ширина наибольшая после модернизации по булям равнялась 27,73 метра. Скорость полного хода после модернизации снизилась с 35,5 узлов до 34,25. Дальность на 14 узлах была равна 7000 миль.
Итак, все вместе пять крейсеров адмирала Микавы несли 34 орудия калибра 203 миллиметра, также они имели в готовности 56 торпедных аппаратов с адскими кислородными торпедами калибром 610 миллиметров. Все пятеро могли уверенно развить скорость до 30 узлов. Но для того чтобы реализовать весь этот потенциал надо было подобраться к противнику как можно ближе, оставшись при этом не обнаруженным.
Первый контакт с противником состоялся у соединения Микавы в 0 часов 44 минуты 9 августа 1942, они наткнулись на эскадренный миноносец "Блю" находившийся в радиолокационном дозоре, но почему то так и не обнаруживший весьма не маленькое соединение своим радаром. Более того, он не разглядел японские корабли прошедшие мимо него чуть ли не в притирку, видимо его команда целиком полагалась на радар и визуальное наблюдение не считала особо важным. У японской группы перед первым столкновением было еще два контакта, но и они закончились так же, еще два американских эсминца то-ли не заметили японцев, то-ли приняли их за своих. К моменту выхода в атаку адмирал Микава приказал всем кораблям действовать самостоятельно, крейсера шли со скоростью в 30 узлов.
Примерно в половину второго часа ночи, на фоне горящего транспорта, который днем подожгли японские бомбардировщики, соединение Микавы установило визуальный контакт с кораблями южного патруля союзников, а в час 38 минут по ним был дан торпедный залп правым бортом. Практически в это же время японцы разглядели и крейсера северного патруля. Только в час 43 минуты американский эсминец "Паттерсон" заметил японцев и поднял тревогу. Синхронно с этим с японских гидропланов, заранее взлетевших с крейсеров, были выпущены осветительные ракеты, которые подсветили тяжелые крейсера союзников "Чикаго" и "Канбера". Открыв частую беспорядочную стрельбу, тяжелый крейсер "Канбера" увеличивает ход и пытается прикрыть собой транспорта. В это же время эскадренный миноносец "Бэгли" также устанавливает контакт с противником и выходит в торпедную атаку и результатом этой атаки становится попадание торпеды в "Канберу", одно или два так до сих пор и не ясно. Второй тяжелый крейсер союзников "Чикаго" в час 47 получил попадание японской торпеды столь для себя неудачное, что от него вышла из строя система центральной наводки орудий главного калибра. Затем еще одна торпеда поражает крейсер, но к счастью не взрывается, зато после нее в район грот-мачты прилетают два снаряда калибром 203 миллиметра. Решив, что с него хватит, командир "Чикаго" Боуд выводит корабль из боя бросив транспорта, не передав никому командования, а ведь именно он был командиром южного патруля, а главное не уведомив союзников о произошедшем и той угрозе, что над ними нависла.
В то время когда крейсера Микавы крушили южный патруль, северный патруль на 10 узлах патрулировал отведенный ему район. Вспышки южнее острова Саво на кораблях видели, но списали все на погоду, посчитав вспышками молний и вскоре эти "молнии" добрались до них самих.
Едва покончив с первой группой Микава перешел к атаке на северный патруль дав по нему торпедный залп. В этот момент вместе с флагманским "Чётай" были только "Або" и "Како", а вот с "Фурутакой" вышло что то непонятное и он вышел из строя увлек за собой и легкий крейсер "Тэнрю", данная случайность привела к тому, что японцы фактически взяли американские крейсера в клещи. Получилось что крейсера союзников "Винсеннес", "Астория" и "Куинси" попали под обстрел практически одновременно. Больше всех досталось "Куинси", он попал под перекрестный обстрел с "Аобы" слева и "Фурутаки" с "Тэнрю" справа. Помимо попаданий снарядов в него угодили три торпеды, на нем полыхали пожары и в два часа тридцать восемь минут "Куинси" ушел под воду носом вперед. Тяжелый крейсер "Винсенс" продержался немногим дольше, его также нашпиговали тремя торпедами и заколотили в него как минимум 45 снарядов калибром 203 миллиметра. Конец для "Винсеннеса" пришел в два часа пятьдесят восемь минут.
Казалось бы успех японцев был просто потрясающим, но на совещании проведенном еще когда бой не был окончен, адмирал Микава поставил собравшихся и себя в том числе, перед весьма непростым выбором. Получалось, что разгромить две группы противника удалось, но транспорты, а это то и была основная цель, остались практически не тронуты, по идее надо было перегруппироваться и атаковать снова. Часы спасительной темноты стремительно таяли, но было неясно, где конкретно находятся уцелевшие боевые корабли противника и как они могут противодействовать новой атаке. К тому же крейсера изрядно опустошили свои погреба, а идти домой совсем с пустыми было не самым умным решением. Темного времени суток вполне могло хватить на новую атаку, но тогда времени в целом никак не оставалось на то, чтобы за следующий день покинуть зону действия палубной авиации противника. К счастью союзников адмирал Микава понятия не имел, что авианосцы ушли. Знай он, что авианосцев противника рядом с Гуадалканалом нет, транспортам бы точно был конец, как и уцелевшим боевым кораблям союзников. Но историю не переписать и в два двадцать ночи корабли адмирала Микавы получили от него приказ об отходе.
Утром 9 августа, когда тяжелые крейсера японцев растворились в бескрайних океанских просторах, союзники подсчитывали потери. На воде еще держались искалеченные ночью "Канберра" и "Астория", первую приказали добить в 6:30, а за "Асторию" бились до полудня, но пожары так и не удалось обуздать и в 12:15 "Астория" отправилась вслед за "Канберрой".
Итог для союзников был печален, в списке потерь первым был "Куинси".
Тяжелый крейсер типа "Нью-Орлеан" "Куинси" вступил в строй 9 июня 1936 года, "Астория" и "Винсеннес" также относили к этому типу американских тяжелых крейсеров. Самым молодым был "Винсеннес" принятый в строй 24 февраля 1937 года, "Астория" была самой старшей, ввод в строй 28 апреля 1934 года. Стандартное водоизмещение тяжелых крейсеров типа "Нью-Орлеан" равнялось 10136 тоннам, это были классические "вашингтонские" тяжелые крейсера, полное водоизмещение составляло 12493 тонны, длина наибольшая 179 метров, ширина наибольшая 18,8 метра. Главный калибр состоял из девяти орудий калибром 203 миллиметра, расположенных по три в трех башнях. Скорость полного хода 32 узла с хвостиком, на 15 узлах экономического хода крейсера могли пройти 7600 миль. Еще одно интересное примечание, к середине 1942 года, то есть к июню, все крейсера получили обзорные радары, но в бою 9 августа 1942 их видимо не использовали. Торпедного вооружения "Нью-Орлеаны" были лишены полностью.
Самым старшим из погибших тяжелых крейсеров была австралийская "Канберра", в строй крейсер приняли 10 июля 1928 года, крейсер
относился к британскому типу "Кент". Британцы построили для Австралии два таких корабля - "Австралия" и "Канберра". Крейсера типа "Кент" имели стандартное водоизмещение в 9750 тонн. а полное 13450, для себя англичане строили крейсера потолще, потому иногда австралийские выделяют в отдельный подтип "Австралия". Длина наибольшая у австралийцев составляла 192 метра, ширина наибольшая 20,9 метров. Скорость полного хода 31,5 узла, на экономическом ходу в 12 узлов дальность плавания составляла 13300 миль. Главный калибр восемь орудий калибром 203 миллиметра в четырех башнях по два орудия в каждой. Австралийские крейсера оснащались двумя торпедными четырехтрубными аппаратами, калибром 533 миллиметра.
Ну и теперь по уцелевшим тяжелым крейсерам союзников. Про "Австралию" уже упоминали, стоит лишь добавить, что в бою она не участвовала из-за того, что командир южного патруля адмирал Картчли увел ее, чтобы доставить себя на совещание, видимо на эсминец он не помещался. Картчли оставил за себя командиром капитана Боуда на "Чикаго". Собственно о "Чикаго", этот тяжелый крейсер относился к типу "Нортхэмптон", происходившему от типа "Пенсакола". Стандартное водоизмещение этих крейсеров равнялось 9300 тоннам, тоже "вашингтонец", полное 12350 тонн. Длина наибольшая по типу колебалась от 177,4 метров до 183-х, но конкретно "Чикаго" относился к 183-х метровому варианту. Ширина наибольшая у всех была одинакова 20, 1 метра. Полный ход 32,5 узла, дальность на экономическом ходу в 15 узлов составляла 10000 миль.
Главный калибр "Чикакго" девять орудий калибром 203 миллиметра в трех башнях по три орудия в каждой.
В начале материала было написано общее число орудий главного калибра 203 миллиметра у японцев, их было 34, так вот союзники располагали 52 орудиями этого калибра. По торпедным аппаратом превосходство было неоспоримо за японцами 56 против 16 на "Австралии" и "Канберре", кстати союзники с крейсеров торпеды не выпускали. Справедливости ради надо отметить, что ответным огнем союзники все же наделали в японских крейсерах дырок, правда совсем немного. Американцам очень скоро удалось отомстить, 10 августа 1942 года американской подводной лодкой был потоплен тяжелый крейсер "Како", да и другие крейсера участвовавшие в рейде вскоре получат свое.
В итоге данный бой воспринимается с двух диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны это беспримерный подвиг со стороны японцев, что трудно отрицать, ну и пример недопустимого разгильдяйства и самонадеянности со стороны союзников. Однако по факту это показательное выступление японцам не помогло и адмирала Микаву в последствии нещадно критиковали, за его решение не проводить атаку транспортов, ведь после их разгрузки шансы японцев удержать Гуадалканал практически испарились. Конечно потеря четырех сравнительно новых, ну не считая "Канберры", тяжелых крейсеров и 1077 жизней союзных моряков жертва явно не малая, но видимо такова была цена за перелом в ходе сражения за Гуадалканал.