Любой любящий родитель желает своему ребенку самого лучшего – отличные оценки в школе, красный диплом университета, престижная работа, счастливый брак, здоровые дети. Список можно продолжать до бесконечности. Однако, пока ребенок маленький, мама и папа стараются привить ему как можно больше положительных качеств. Одно из которых – тяга к знаниям. При этом современные взрослые часто путают понятия «оценки» и «знаний». Поэтому требуют от школьника одних пятерок по всем предметам, совершенно не замечая того, как они ему даются. Стоит ли давить на ребенка насчет оценок и насколько они действительно важны?
Нужно ли требовать от ребенка учиться только на отлично
Если в начальных классах мама и папа просто хотят привить малышу ответственность за его оценки, важность получения знаний, умение справляться с трудностями, то в старших классах не стоит давить на сына или дочку, требуя быть отличником. Маленький ребенок еще лишь привыкает к обучению, поэтому он должен уяснить, насколько важно преуспевать по всем дисциплинам, ведь еще совершенно не понятно, что именно ему понравится и пригодится.
Что касается старших школьников, то ситуация совершенно другая. Дело в том, что в десятом и одиннадцатом классе школьник уже думает о своем будущем. На носу у него поступление в ВУЗ, подготовка к ЕГЭ, выбор профессии и другие очень важные вопросы. Поэтому пятерка по музыке или по химии, которая ему не пригодится, совершенно не нужна. Сейчас ребенку важно сделать упор на подготовку к экзаменам и хорошо разобраться с профильными предметами. А не стараться «натянуть» оценки по всему.
Не требуйте хороших оценок
Еще с советских времен было принято считать, что отличник знает все. Но сейчас очень часто встречается ситуация, когда школьник просто зазубривает материал ради оценки, сам не понимая, что он учит и зачем. Также бывают и противоположные случаи, когда ребенок отлично знает предмет, но при этом не может получить выше четверки из-за своей невнимательности, случайной ошибки или негативного отношения к преподавателю.
Очень сложно судить о человеке по оценкам в школе. Интеллектуально развитый восьмиклассник может не понимать физику или испытывать трудности с языками. Но это совершенно не значит, что он глупый или это как-то помешает ему в жизни.
Мотивируйте к познанию
Лучший показатель успеваемости школьника – его интерес к предмету и учебе в целом. Способность учиться ему пригодится на протяжении всей жизни, а это значит, что заложить этот навык нужно еще в самом раннем детстве. Если родители ругают и наказывают за оценки, учителя в школе требуют больше возможного, то вряд ли ребенок полюбит учебу.
Намного лучше будет замотивировать ученика. Родители могут придумать для сына или дочки именно ту мотивацию, которая сработает с конкретным ребенком. Например, малыш не может жить без сладостей, ученик средней школы очень хочет новые ролики, а старшеклассник мечтает отправиться в летнее путешествие с друзьями. Любая мотивация хороша. Как и помощь родителей с проблемами в учебе.
Синдром отличника
Важно помнить, что все дети разные. Поэтому и подход ко всем нужен свой. Бывает, что человек с раннего детства живет по системе отличника. То есть он старается добиваться высот, не останавливается на достигнутом, а если в какой-то момент «получил двойку», то старается «пересдать».
Но так бывает не у всех. Синдром отличника часто пагубно воздействует на взрослого человека. Уже добившись успеха, он все равно продолжает трудиться, даже если это ему уже не нужно. Внутренний голос заставляет его сомневаться в себе, корить себя за неудачи, не дает расслабиться и оценить свои достижения по достоинству.
Поэтому очень важно поддерживать своих детей и делать акцент на знаниях, а не на оценках.