После распада Российской империи 24 февраля 1918 года на месте царской Эстляндии была провозглашена Эстонская Республика. В конце 1919 года отступающие от Петрограда войска Северо-Западной армии (СЗА) генерала Н.Н. Юденича были остановлены эстонской стороной на рубеже реки Нарова в Ивангороде. 15 тысяч солдат и офицеров СЗА были сначала разоружены, а затем 5 тысяч из них - отправлены в карантинные тифозные лагеря, где от голода и тифа погибло около 4 тыс. человек.
Сийвертси. Братская могила воинов Северо-Западной Армии, трагически закончивших свой путь.
Монумент в Сийвертси на гарнизонном кладбище.
После подписания Тартуского мира через Ивангород и Нарву на родину, с востока на запад и обратно, проследовали десятки тысяч бывших пленных.
Здание американской волонтёрской организации YMKA на территории Ивангородской крепости (1920).
В 1921 году на территории Ивангородской крепости был развернут лагерь по репатриации под эгидой Красного Креста в Женеве.
Прибытие эшелона репатриантов.
Лагерь репатриантов. Лагерь перемещаемых лиц из Европы в Россию и из России в Европу международного комитета Красного Креста.
После окончания репатриации в Ивангороде и его крепости обосновались эстонские войска.
Подразделение 1-го эстонского полка на Кренгольмской дороге.
Вход в Ивангородскую крепость с запада. Надпись 1-й пехотный полк.
Построение на Ивангородском плацу эстонского 1-го пехотного полка.
Еще один миграционный поток был связан с оптантами. Оптанты – люди родом из Эстонии, которые проживали за пределами страны, из царской России и РСФСР-СССР, которым молодая Эстонская Республика дала право на получение эстонского гражданства. По Тартускому мирному договору между Эстонией и Россией перемещение русских оптантов было также и в другую сторону - из Эстонии в Россию. Карантин для оптантов, обычно, устраивала принимающая сторона.
Карантинный лагерь прибывших в Эстонию из России оптантов в Нарве в больнице Льнопрядильной мануфактуры (1921).
Казарма в Нарве.
Два года вооруженных столкновений между Эстонией и РСФСР окончились 2 февраля 1920 года подписанием мирного договора в Тарту. Обе стороны официально признали друг друга (первый международный договор обоих государств). Статья III делимитировала границу между двумя странами, которая была установлена по фактически сложившейся к моменту вступления в силу соглашения о перемирии линии фронта. В результате в состав Эстонии вошли районы с преобладанием русского населения, в частности, территория к востоку от реки Нарва (Наровы) шириной около 10 км и длиной 77 км по реке Нарова.
Пограничный переход между СССР и Эстонией в деревне Комаровка.
В регион Принаровья вошли несколько больших русских сел, Ивангород с мощной средневековой крепостью, и общим с Нарвой, крупным фабричным комплексом "Кренгольмская мануфактура". Принаровье избежало последствий "советизации", гонений на религию и коллективизации, здесь, на протяжении жизни целого поколения, сохранились устои русского дореволюционного образа жизни и быта.
Нарва
Пристань у крепости бастиона Виктория.
Вид на деревянный шоссейный мост.
Улица Хермани.
Первый общегосударственный русский певческий праздник.
На берегах Наровы.
Ивангород
Улица Новая линия.
Парусинка. Вид на Кренгольмскую мануфактуру.
Дом Пантелеевых.
Имение Штиглица-Половцева.
Две церкви рядом - Никольская, за ней видна Знаменская с колокольней.
Певческий праздник.
Ивангородская крепость.
Кренгольм
Ольгин Крест на Нарове.
Погост Ольгин Крест на берегу реки Наровы - самая северная точка псковских земель, один из самых древних погостов Северо-Запада Руси. По легенде, в этих местах была княгиня Ольга, родом из псковской земли.
В журнале "Псков" №52 , 2020 г. (авторы: О.А. Дроздик, А.В. Кузнецов) приводятся подробные сведения об истории погоста Ольгин Крест.
Никольская церковь погоста Ольгин Крест находилась на правом берегу реки Наровы, примерно в 12 километрах от её истока из Чудского озера. Церковь стояла на возвышенном месте, где река делает довольно крутой поворот. Нарова имеет здесь достаточно сильное течение, тут находится бурный речной порог, и движение по реке, особенно в былые времена, было связано с немалыми рисками. Церковь была хорошо видна издали и служила своеобразным маяком, чтобы у плывущих по реке было время подготовиться к опасному месту. 29 сентября 1840 года епископ Венедикт освятил антиминс храма святого Николая Чудотворца, покровителя путешественников и моряков.
Церковный приход был растянут вдоль реки Наровы вверх и вниз по течению на протяжении примерно 30 км и на несколько километров вглубь от реки. В 1925 году общая численность прихожан составляла примерно 2700 человек. Около церкви находилось старое кладбище. В 1852 году из-за заполненности при церковного, открыли другое кладбище примерно в километре от церкви, которое остается действующим и по сию пору.
Долгое время члены причта были единственными грамотными на всю округу. В частном порядке они обучали грамоте, в первую очередь, своих, но также и некоторых крестьянских детей. В 1853 году про священника Александра Передольского было написано, что он «безвозмездно обучает поселянских детей в собственном доме». Первое упоминание об организованном обучении относится к 1871 году, тогда дьячок за плату с учеников занимался с 9 мальчиками. Церковно-приходская школа была основана примерно в 1882 году. Занятия проходили в сторожке, расположенной слева от входа в церковь. Уже тогда с детьми занимался специально нанятый учитель, Закон Божий преподавал кто-то из причта. В 1896 году позади церкви было выстроено школьное здание с 2-мя классными помещениями, в которых имелось 25 парт. Период обучение для учащихся продолжался 3 зимы. К началу 1900/01 учебного года на занятия ходили 33 мальчика и 13 девочек, но к концу года осталось всего только 23 ученика. В 1920 году все школы перешли в ведение гражданских властей Эстонской республики.
По мирному договору между Эстонией и Советской Россией право-бережье Наровы было передано Эстонской республике. Таким образом, Кресто-Ольгинская Никольская церковь спокойно продолжала свою деятельность до самого начала 1944 года, пережив и недолгий период установления Советской власти в этих местах 1940–41 годах и большую часть военных лет. Причт жил за счет треб и церковного земельного участка, большей частью сдавая его в аренду, а некоторую часть обрабатывали своими силами.
Важное место в церковной жизни занимал ежегодный Крестный ход в Пюхтицы на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Прихожане Ольгина Креста по дороге соединялись с верующими из Сыренца (Васкнарвы) и затем сообща с песнопениями двигались в Пюхтицкий монастырь.
По воспоминаниям старожилов последняя служба в храме состоялась в воскресенье 30 января 1944 года. При отступлении немецких войск от Ленинграда, в рамках подготовки новой линии обороны "Пантера" по реке Нарове были сожжены все деревни по правому берегу реки и взорваны церкви. 2 февраля 1944 года немецкие сапёры взорвали оба придела и колокольню храма. Вот как описывал этот момент местный житель Гуревский Валентин Иванович, 1932 г. р.: «С места, где стоял обоз, хорошо была видна церковь Ольгин Крест. Потрясенные люди обратили взоры на храм. Кто-то молился в душе, кто-то открыто взывал к Богу. Но в этот раз все молились искренне. Все взоры были обращены на церковь. И вдруг глаза людей расширились, и раздался крик! При воспоминании об этом мурашки пробегают по коже. Церковь всей своей громадой поднялась вверх... и рухнула. Только тогда донёсся страшный взрыв, а на месте церкви поднялся столб дыма и пыли».
В 1998 году группа энтузиастов из Санкт-Петербурга при участии местных жителей на месте, где когда-то был вход в церковь установили 7-метровый железный памятный крест, около которого 24 июля в память о княгине Ольги проводятся богослужении при участии местных жителей. В настоящее время от церкви практически ничего не осталось, большую часть от разрушенного храма после войны разобрали местные жители для восстановления свои жилищ, остальное сейчас засыпано землей. Относительно хорошо сохранилась только часть каменной ограды.
Поселение Скáмья
Находится у истока реки Наровы на её правом берегу. Селение очень древнее. Археологами обнаружены следы проживания здесь людей с XIV века. Изначально это было рыбацкое поселение. Тогда же в устье реки Втроя с правой стороны была построена деревянная русская крепость-острожек напротив Ливонской крепости Нейшлосс), что напротив с левой стороны реки Наровы. Такие небольшие крепости-острожки ставили у бродов при дорогах на выходе из лесов и болот. Само поселение Скамья в то время находилось примерно на 1 км восточнее нынешнего. Воды озера были выше и правый берег реки Наровы лежал дальше, чем теперь, а на месте нынешней деревни Скамья были острова.
О происхождении названия деревни Скамья у местных жителей возникли легенды, как о месте отдыха на скамейке княгини Ольги или Петра I. Название деревни не случайное. Из Пскова по озеру плыло много крупных парусных судов, здесь происходила подготовка озерных судов к плаванию по Нарове и выходу их на Балтику. В Псковской летописи Скáмью называют Кáмьей. На старинных картах конца XVI - начала XVII веков деревня Скамья обозначена как Камья. Согласно толковому словарю Даля, камьей на псковском наречии назывались два спаренных челна, служивших паромом. Паром связывал через реку Нарову деревни Скамья и Сыренец, ливонский западный берег с восточным псковским.
Вакснарва и Скамья у истока Наровы являли собой малый прообраз больших парных поселений - западной Нарвы и восточного Ивангорода вблизи устья реки Наровы.
В Скамье до революции проживали крепкие хозяева, выделялись купцы Громов и Любомудров. Жители, как потомственные рыбаки обширного и своенравного Чудского озера, предпочитали служить на флоте.
В марте 1920 года, в соответствии с Тартуским мирным договором, эстонские военные 6-го пехотного полка заняли правый берег Наровы и русское поселение Скамья.
Общий вид Скамьи.
Церковь Илии Пророка.
Дом-терем купца Громова, второй слева от Ильинской церкви.
Вид улицы справа от Ильинской церкви.
Дом Любомудровых.
Дома вдоль береговой улицы.
Скамья, рядом с церковью виднеется здание школы, справа дом священнослужителей.
Школа.
Культурная жизнь в Скамье.
Занятия и промыслы жителей Скамьи.
Створный знак на берегу в Скамье (1938, из собрания Морского музея Таллина).
Побережье Чудского озера около Скамьи, на переднем плане - мол.
Васкнарва (Сыренец)
Поселение под названием Нейшлосс возникло в середине XIV века, когда рыцарями Ливонского ордена в 1349 году была сооружена деревянная крепость, перестроенная позднее в 1427 году в каменный замок Нойшлюс (Нейшлосс). Строительство замка продолжалось 15 лет с 1427 по 1442 годы. Последним фогтом Васкнарвы был Дитрих фон дер Штайнкуль, потерявший свои владения, когда русские в ходе Ливонской войны в начале июня 1558 года захватили замок. Руины замка сохранились до наших дней.
Первое письменное упоминание о поселении относится к 1416 году (Serenez), или русского названия поселения Сыренец. В толковании его топонимики, судя по всему, речь идет о поселении находящемся на "сыром" месте. Сыренец издавно страдал от паводков реки Наровы и близости Чудского озера, от которого пришлось отгораживаться дамбой.
Наводнение 1924 года.
В течении 500 лет Сыренец постепенно стал крупным русским поселением на левом берегу истока реки Наровы.
В 1919 году Сыренец перешел под контроль эстонских военных.
Весной 1920 года эстонские военные, в соответствии с Тартуским договором, стали готовиться к высадке правый берег Наровы в Скамью.
Крестный ход в Ильин день 2 августа 1921 года.
Остатки спасательной станции. На заднем плане видны угреловные заколы и Ильинская церковь в Скамье.
В 1923 году русское поселение Сыренец было переименовано в эстонскую Васкнарву. Эстонская Vasknarva — буквально «Медная Нарва». Какой в этом названии рациональный смысл, неясно.
Из числа лояльных мужских жителей Сыренца, эстонские власти сформировали полувоенную организацию - Васкнарвскую пожарную дружину.
Пожарная часть у стен замка Нейшлосс, построена в 1923 году.
Вид Васкнарвы с ветряной мельницы (из архива Трелина).
Васкнарва. Вид с мельницы Томасовых.
Вид на Ильинский храм Васкнарвы.
Пароход "Луйк" ("Лебедь") у пристани (из архива Ненашевой И.И.).
Бывшее здание волостного совета.
Здание почты и её работники. На крыльце стоит начальник почты Густав Порколь, также Соо и О. Маукин.
Вид на Ямскую улицу с юга (из фондов эстонского национального музея).
Часовня на Ямской улице. Слева кирпичный дом Абрамовых ( из книги Л. Михайлова "Поселения Причудья").
Дети и молодежь Васкнарвы.
Культурная жизнь в Сыренце-Васкнарве.
Занятия и промыслы жителей Сыренца-Васкнарвы.
Строительство дороги до Йыхви (из архива Е.Н. Горловой).
Временная железная дорога, проложенная по Ямской улице во время строительства молов.
31 июля. День русского просвещения в Васкнарве (из архива Заутиной Е.А.).
Фото и данные из открытых источников:
https://pastvu.com http://tellis.ucoz.ru https://get.google.com/albumarchive/117024982248556741093/album/AF1QipP-TKPz47BAmk2MOU4koY7LYsfmdgFE2MuW18_7 https://photos.google.com/share/AF1QipODWCQ0Qlp8JV-x_EdcnZe0mSi-8EwjW9vAwxVX5JdLibkJtqPpNZYzvBhWYuG1Jg?pli=1&key=a3RsUEN5amR0RUxUUlBpNVRNX0tEZnFCak9aNXRB https://www.narova.eu/pogost/olgin-krest-6_1
В статье представлено 176 фото.