Я отлично помню тот день, когда отец сказал матери, что он хочет развестись. Мать, по обыкновению, сначала начала насмехаться над ним и принижать.
- Да кому ты нужен то? Тоже же мне ПРЫНЦ.
Но в этот раз отец отреагировал спокойно. Не стал отвечать ей такой же руганью, не стал призывать опомниться и не скандалить при мне. Он просто повторил, что собирается подать на развод.
Конечно, мать закатила скандал.
- Убирайся сейчас же! Видеть тебя не могу! Всю жизнь мне испортил! – и еще много разных обидных слов, которые даже повторять не приятно.
Они уже давно не любили друг друга. Если вообще когда-нибудь между ними существовало это чувство. Поженились они из-за того, что мать забеременела мной. И, насколько я помню, они ругались всегда. Но только последнее время все чаще и ожесточеннее.
Отец, как оказалось, был готов, к тому, что мать его выгонит сразу. Он вытащил из шкафа уже собранную сумку и вышел из квартиры.
- Готовился! Гад! – не унималась мать. – Да чтоб его там автобус переехал!
- Мам, ну ты что говоришь то, - я испугалась, что с отцом и правда может случиться беда.
- Что я говорю? Ну вот что я говорю? Да если бы не он, я бы жила совсем другой жизнью. Ненавижу его! – и она так злобно посмотрела на меня, что я поспешно ретировалась в свою комнату.
Было мне тогда 12 лет.
Всю свою жизнь я знала, что я незапланированный ребенок. Мать родила меня очень рано, в 18 лет. Но никогда это знание не причиняло мне какую-то боль. Наоборот, бабушка, мать отца, всегда радовалась и говорила: «Счастье ты наше! Вот если б не ты, когда бы мы с дедом еще внуков увидели».
Мамина мама тоже меня, конечно, любила. Однако смотрела на меня всегда с легкой грустью и очень жалела: «Вот же бедная девочка за родительскую глупость отдувается».
Пока отец не ушел, мы были обыкновенной семьей, которых тысячи. Периодически ругались родители, иногда они ругали меня. Иногда бывало, что кто-то один ругал, а второй заступался. Но после развода все изменилось.
Казалось, что теперь вся материнская ненависть, которую она испытывала к отцу, выливалась на меня.
«Женя! Ну что опять за свинарник в комнате? Вся в отца! Такая же засранка!»
«Опять трояк схватила? Ну конечно! Мозгами то в папочку пошла!»
«Да выключи ты эти вопли (про музыку). Иди лучше погуляй, хоть глаза мне мозолить не будешь своей мордой. Вся в отца!»
Когда в гости приходила бабушка, мамина мать, ругань прекращалась. Маме самой, видать, доставалось от бабули за то, что брак не сберегла. Но когда бабушка уходила, в мой адрес сыпались обвинения в том, что это из-за меня жизнь мамы пошла под откос.
«Если бы не ты, я бы вообще за него замуж не вышла!»
Примерно через год после развода мать решила начать устраивать личную жизнь. Она часто задерживалась допоздна, а иногда и вовсе не приходила ночевать. Домой она никого не приводила, и я ей очень за это благодарна.
Мужчины, по всей видимости, у нее менялись довольно часто. Она постоянно говорила по телефону то с Шуриками, то с Антошками, то с Игорьками. И ни с кем ничего серьезного не выходило.
- Ну кому я с прицепом то нужна? – жаловалась она подруге. – Теперь вот так и буду куковать одна пока ее папашка гуляет.
На выходные я часто уезжала бабуле со стороны отца, и это были лучшие дни. Бабушка осыпала меня похвалами. Я и умница, и красавица, и вся в папку, он, дескать, такой же был детстве. Видимо, я действительно сильно походила на отца, раз вызывала такую любовь у бабушки, и такую ярость у собственной матери.
Когда мне исполнилось 14 лет, отец потерял работу и некоторое время не мог также активно помогать деньгами, как раньше. Это было временное явление, но мать пришла в бешенство.
- Спроси у своего папочки-козла, на что я должна тебя содержать? Вон какая кобыла вымахала! Как же я тебя прокормлю?
От этих упреков я потеряла аппетит и похудела за месяц на 7 килограмм. Я и так не была полной, поэтому такое резкое похудение сильно сказалось на моем здоровье. Я начала падать в обмороки, и матери пришлось вести меня к врачу и покупать лекарства.
- Ну вот за что мне такое наказание? Когда ты уже слезешь с моей шеи? Почему я должна тянуть тебя одна, а твой папаша даже пальцем не шевелит.
И с тех пор мама мне после каждой покупки, после оплаты каждого коммунального платежа стала говорить, в какую сумму я ей обхожусь.
Сейчас я понимаю, что ей действительно было очень тяжело финансово, когда отец целых полгода не помогал деньгами. Но нельзя сказать, что мы сильно бедствовали. Мы всегда хорошо ели, были деньги и на одежду, и даже на развлечения.
Когда отец снова устроился на работу и начал помогать нам, мама все равно продолжала укорять меня после каждого похода в магазин.
После окончания школы я поступила в институт, который находился в 2-х часах езды с пересадками. Но совсем рядом с институтом жила бабушка по отцовской линии. И я часто стала оставаться у нее ночевать, чтобы не тратить время на дорогу. А мама очень злилась из-за этого.
- Бросаешь мать… Я тебя на своем горбу волокла, пока твой папаша жизнью наслаждался. А теперь ты к нему переметнулась! – причитала мать в телефонную трубку так, как будто мы на войне, а я солдат-предатель, который бросил раненного товарища и перешел на сторону врага.
Бабушка пыталась как-то помириться с мамой, но мать была непоколебима в своей ненависти к отцу и ко всей семье с отцовской стороны.
В какой-то момент я решила, что не буду больше ночевать у бабули, чтобы не выслушивать мамины обвинения. Но нападки в мой адрес и адрес отца не прекратились. И тогда я подумала, что раз уж я не могу повлиять на мамино настроение, лучше я совсем поселюсь у бабушки. Так хоть будет возможность высыпаться.
После окончания первого курса на каникулах я не вернулась домой. Бабуля не очень хорошо себя чувствовала, и я решила, что останусь присмотреть за ней. Но, конечно, все это были лишь предлоги и отговорки. Сейчас я понимаю, что уже тогда я подсознательно приняла решение, что никогда больше к маме не вернусь.
Так я и жила у бабушки, пока на третьем курсе не вышла замуж и не переехала к мужу.
Сейчас мне 30 лет. И у меня двое детей. С мамой я общаюсь очень редко, но зато вполне мирно.
Она, к слову сказать, тоже вышла замуж второй раз и даже родила еще одного ребенка. С братом у меня разница почти 20 лет, и мы общаемся только, когда я приезжаю к ним в гости.
- Женька, посмотри, какой Славик рисунок в садике нарисовал, - счастливая мама показывает мне каракули брата. – Правда, он талантливый? Весь в отца пошел! Умница моя!