Молодая шотландская королева искренне хотела сделать подарок. Она решила превратить свои нарядные платья в алтарные покрывала. Одежды у нее было вдоволь, вся шилась из самых роскошных тканей, и несколько платьев Мария Стюарт вполне могла подарить. Но в дело вмешалась хранительница гардероба. «Отдайте ваши юбки!» - кричала мадам де Паруа.
Марии Стюарт было всего несколько дней, когда она унаследовала корону. Разумеется, править она не могла. А вот от ее имени владеть Шотландией хотели многие. Матери юной королевы пришлось задействовать всю свою ловкость, чтобы избежать расставленных ловушек. В конце концов, Мария де Гиз (так звали мать Марии Стюарт) сочла правильным отправить девочку во Францию. Там она могла получить хорошее образование и воспитание, а еще стать женой наследника престола. И тогда Шотландия обрела бы мощного союзника в лице Франции.
Пятилетняя королева была очаровательной девочкой, а выросла в прелестную девушку. Высокая – ростом 175 сантиметров (а выросла в итоге до 178) – изящная, с копной рыжеватых волос и белоснежной кожей. Ее хранительницей гардероба назначили мадам де Паруа. И эта дама оказалась невероятно жадной.
Будущий свекор, король Генрих II, не жалел денег на свою невестку. Ей подносили щедрые подарки, на ее содержание выделяли огромные суммы, а когда матушка Марии приехала из Шотландии погостить (сроком больше года), на развлечения и увеселения потратили три годовых бюджета. Красивая юная королева купалась в роскоши.
Но при этом кошелек ее был всегда пуст. Мадам де Паруа вечно ворчала: нужны новые платья. И еще новее. Вот же, глядите, как поменялась мода! Как нехорошо, если королева Шотландии и дофина Франции будет выглядеть не по-модному! Срочно меняем весь гардероб! Эти новые и новые требования, выдвигаемые даже не Марией, направлялись прямиком к королю. Тот вздыхал и… снова выделял средства. Двор Стюарт превращался в бездонную бочку.
Сама девушка понятия не имела о том, куда расходуются средства. Она занималась учебой, танцами, она была очень молода. Но, в конце концов, и у нее возник вопрос: а зачем ей платья в таком немыслимом количестве? Лучшим было бы потратить деньги на благотворительность. В ту пору все знатные дамы помогали монастырям. Дарили драгоценности, посуду, мебель, отрезы ткани. Окинув взглядом свою обстановку, Мария пришла к выводу, что и она может кое-что сделать. У нее столько новых нарядов… надо бы отдать несколько ненужных (и ни разу не одетых) платьев на алтарные покрывала.
И тут взбунтовалась мадам де Паруа.
«Отдайте ваши юбки! - кричала она, вне себя от злости. – Вы хотите, чтобы я стала бедной?»
Дело в том, что мадам де Паруа… использовала платья королевы себе во благо. Некоторые отдавала перешивать под собственные мерки (не пропадать же парче и шелку?). Некоторые продавала. А уж сколько денег из кошелька Марии Стюарт пошли на аппетиты ее управительницы, сказать сложно.
Но четырнадцатилетняя королева проявила твердость. И тогда хранительница гардероба нажаловалась матери Марии Стюарт. Ну а та, разумеется, поспешила устроить разнос дочери в письменном виде. Дескать – разве вы не знаете, что у каждого свои обязанности?
Шотландская королева чуть не плакала. Ее отчитали ни за что. Она-то хотела сделать, как лучше!
«Мадам, - писала она матери, с которой виделась два раза за девять лет, - я никогда не получала от нее разрешения отдать даже булавку… Все сестры дофина славятся, как щедрые благодетельницы… А я из-за неуступчивости мадам де Паруа считаюсь скупой. Все говорят мне: что я нисколько не похожа на вас. И меня это очень огорчает».
Мария де Гиз, мать королевы, очень пеклась о добром имени. И последняя фраза дочери заставила ее задуматься. На самом деле, что важнее – репутация или какие-то юбки?
Поняв, что слегка переусердствовала, мадам де Паруа пошла на попятный. Она сослалась на недомогание и оставила Двор. Тем более, что Мария Стюарт ясно дала ей понять – теперь она готова проверить все траты за последний год. Из своего «больничного» хранительница не вернулась, попросила об отставке. Но и Мария занемогла. От переживаний она несколько месяцев чувствовала себя так плохо, что не покидала покоев.
Обиженная хранительница сделала еще один нехороший поступок – она стала распространять слухи, будто Мария Стюарт неважно отзывалась о своей будущей свекрови, о Екатерине Медичи. И той, конечно, об этом сообщили. Так начался разлад в отношениях двух королев, который впоследствии повлиял на судьбу Марии Стюарт. И все из-за каких-то шелковых юбок.
Я обязательно продолжу рассказ о жизни Марии Стюарт, которая полна любопытных и очень ярких деталей!
#наука #история #короли #франция #знаменитости #семейные отношения #литература
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!