На мой взгляд восстановление рыцарских замков очень позитивный шаг для развития беларусского туризма.
Говорят, Лидская крепость уже принимает гостей и в Гродно работы идут полным ходом.
Значит, совсем скоро мы сможем путешествовать по Западной Беларуси времен Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.
А сейчас у нас симпатичный городок Мир (Mip) в 100 км от Минска.
Среди множества версий этимологии названия основные две:
- от слова «эмир», по чину главы размещенного здесь в начале XV века отряда воинов-татар;
- по прямому значению — замирение между Русью и Литвой в приграничной области.
Поскольку «Мир» имя собственное, ударение местные жители ставят соответственно: знаменитый замковый комплекс XV-XX вв. мы смотрим не в Ми́ре, а в Мире́.
28 мая 1434 года Великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович пожаловал двор и окрестные земли по берегам реки Миранки своему соратнику Сеньке Гедыгольдовичу. После смерти владельца (1451 год) поместье переходит к его приемной дочери Анне Бутримовне, а затем к дальнему родственнику Юрию Ивановичу Ильиничу.
Род Ильиничей знатен и богат, занимает высокое положение в иерархии Великого Княжества Литовского, не хватает только графского титула Священной Римской империи, а чтобы таковой получить нужен собственный каменный замок.
Оборонительные функции тоже никто не отменял. «Лихих людей» на просторах ВКЛ в средние века было предостаточно.
Юрий приступает к строительству, задумав грандиозное 5-ти башенное сооружение (4 башни по числу своих сыновей и одну в честь себя).
Но вот незадача — на земли Мира претендует сосед Ян Литовор Хребтович. Тяжба длится несколько лет. Не добившись правды в суде, Литовор прямо в зале заседаний посылает проклятие всему роду Ильиничей.
«Ха!» - думает Юрий - У меня 4 сына: Ян, Николай, Станислав, Феликс и дочь Анна. Не прервется славная семейственность».
Однако вскоре в родах второй дочери умирает его жена Ядвига. В 1526 году скончался сам Ильинич-старший.
Сыновья Николай и Ян ведут разгульный образ жизни, отличаются «неподобающим поведением», проматывают состояние отца. Оба неженаты, бездетны и не доживают до 40 лет.
Великий князь Сигизмунд Старый передает право владения землями Мира Станиславу. Этот отпрыск Юрия Ильинича по легенде отравлен своей служанкой Касей. В следствие бурного романа девушка оказалась беременной. Ее новорожденное дитя убили, но гордая мирянка отомстила паничу-обидчику — подсыпала яд. По приказу Феликса Ильинича Касю сожгли на костре, а кости замуровали в юго-западной башне.
Бестелесный образ несчастной красавицы так и бродит лунными ночами по коридорам замка в поисках потерянного ребенка и своих душегубцев.
Судьба Феликса (по прозвищу Щасный) сложилась чуть лучше. Он тоже не дожил до 40, но успел жениться на Софье Яновне Радзивилл; сконцентрировать в своих руках владения рода; привести дела в относительный порядок. Главное — в браке родился мальчик-наследник
Юрий Щаснович. Но в возрасте 34-х лет бездетный Юрий Ильинич-младший умирает, оставив Мир Николаю Радзивиллу Сиротке, сыну своего опекуна Николая Радзивилла Черного.
Круг замкнулся, род пресекся, казалось бы проклятие исполнено... Замок по-прежнему не достроен.
Ильиничи успели возвести пять башен высотой по 25 метров, соединенных стенами толщиной ~ 3 метра. Все башни спланированы как самостоятельные оборонительные узлы. С них удобно вести фланговый огонь, в т.ч. вдоль стен. Пять боевых ярусов связаны переходами.
Строили в технике трехслойной кладки: наружный и внутренний слои — кирпич с вкраплениями валунов, внутри — мелкие камни. Декоративные ниши и орнаментные пояса выполнены в стиле местного каменного зодчества.
На южной стене Мирского замка выделяется камень характерной формы — баранья голова.
По одной версии символ имеет христианское значение. Олицетворяет агнеца божьего, принесенного в жертву Авелем, сыном Адама и Евы. Возможно, Юрий Ильинич пытался таким образом привлечь в Мир благодать, спокойствие и удачу.
Другая версия — языческая. В старину прежде чем заложить новый дом на место строительства приглашали жреца, который совершал обряд жертвоприношения ради будущего благополучия обитателей жилища. Череп животного оставляли в фундаменте или вмуровывали в стену.
Во времена строительства замка в ВКЛ был распространен такой обряд: с головы коня или барана снимали мерку, по ней чародей находил подходящий камень; отесывал, добиваясь портретного сходства и доставлял строителям. Считалось, что этот ритуал отнимает у образчика тень, которая и становится духом-хранителем здания. Само животное вскоре умирало.
По легенде дух барана будет охранять замок пока голову не вынут из стены. Если такое случится, крепость рухнет и восстановить ее будет уже невозможно.
Придав Мирскому замку некие внешние очертания, Ильиничи не успели перейти к внутренней отделке.
В 1569 году новые хозяева Радзивиллы получили гигантский недострой.
Но будет ли счастливой их судьба на проклятой земле?
Читайте продолжение.
Спасибо за внимание!
Беларусь. Минск новогодний.