Совсем небольшая часть дворянских усадеб в Подмосковье доступна сейчас для туристов, многие старинные барские особняки представляют собой развалины. Но есть и места, которые до сих пор используют в практических целях.
Расскажу, как в поисках усадьбы я уехал в Рузский район и попал на территорию детской психбольницы.
В этот раз в мае я решил исследовать на машине часть Рузского района за городом Руза.
По пути вдалеке возвышается храм Рождества Богородицы в небольшом селе Никольское (близ деревни Орешки). В нынешнем виде храм построили в селе в первой половине XIX века. В 1930-е годы он был закрыт, начал разрушаться. После распада СССР здание вернули церкви. Уже в XXI веке внезапно и быстро храм отреставрировали.
После восстановления храм выглядит как новый
Чего не скажешь об окрестных постройках.
Проезжая через село Онуфриево, замечаю огороженную площадку с крестом посередине. Оказывается, в этом месте когда-то стоял храм. Как указано в табличке на месте, его взорвали отступавшие в ноябре 1941 года советские войска.
Попасть к озеру Тростенскому, которое находится у Онуфриева, не удалось. Озеро сильно заболочено, к берегу ведет лишь сильно разбитая грунтовка.
Добираюсь до села Никольское-Гагарино, где и должна быть расположена усадьба.
Въездная арка в усадьбу князей Гагариных сохранилась, хотя и в плачевном состоянии. Даже дорога асфальтирована, что мне показалось странным.
Вывеска у входа объяснила ситуацию - здесь сейчас находится детская психиатрическая больница, филиал подмосковной психиатрической больницы №4. Стало понятно, что в дворец не попасть.
А между тем дворянская усадьба Никольское-Гагарино представляет собой значимую историческую ценность. Она построена еще в екатерининское время, в 70-е годы XVIII века и до революции принадлежала князьям Гагариным. Именно здесь они хранили ценные произведения искусства, дорогую мебель, выписанные из-за границы книги, здесь, бывало, в начале XIX века гостил поэт, князь Петр Вяземский. После революции усадьбу разграбили, библиотека и мебель были переданы в музей в Новоиерусалимском монастыре. Но его фонды погибли в годы Великой Отечественной войны. А сама усадьба сохранилась, хоть и не полностью и не в самом лучшем виде. Дворец после размещения в нем больницы ни разу не реставрировался.
Мне оставалось только исследовать территорию. Во дворе обнаружились такие сооружения. Не уверен, что они помогают улучшить детскую психику... Тем более в таком состоянии запустения.
Остается тягостное впечатление...
В усадьбе сохранился служебный флигель, примыкающий к входной арке.
От конного и скотного дворов ничего не осталось - одни развалины.
Обойдя вокруг усадьбы, увидел дворец с противоположной стороны. Оказывается, он находится на вершине откоса, спускающегося к речке Озерне. Над вторым этажом надстроен бельведер - башенка со шпилем, с которой было удобно осматривать окрестности - парк, речку, озеро Тростенское.
Этот фасад дворца выходит в ныне заросший ландшафтный парк с липами, который спускается к реке. Раньше тут был сад с цветниками и статуями на английский манер. Но сейчас все заросло и выглядит крайне неухоженно.
Для сохранения и эффективного использования усадебного комплекса нужно вывести лечебное учреждение в новое здание на 120 коек. Для туристов вход на территорию больницы сейчас закрыт, любоваться можно только издалека или проникнув туда нелегально.
К усадьбе примыкает Никольская церковь - храм Николая Чудотворца, который был усыпальницей князей Гагариных, там были похоронены 12 потомков княжеского рода.
Церковь сейчас поддерживается в хорошем состоянии. Как указано у входа в храм, усыпальница была вскрыта в 1941 году советским офицером, а прах раскидан вокруг территории храма. Однако часть останков удалось собрать, они ждут перезахоронения после того, как завершится восстановление храма.
В постсоветское время даже была восстановлена колокольня, взорванная в годы войны как самое высокое здание в радиусе 20 км (она была высотой в 40 метров).
Если вам понравился пост, прошу поставить лайк, а также подписывайтесь на мой канал!
Читайте мою статью о поездке в усадьбу Хмелита: