На днях мы вернулись с байкальского острова Ольхон, где провели первую неделю нового года. Путь был сложным, длинным и очень холодным. За все семь дней на Байкале я так не мёрзла, как мёрзла за время этого захватывающего путешествия.
В час дня мы загрузились в рейсовый автобус на автостанции посёлка Хужир — крупнейшего на Ольхоне. На машине в течение часа добрались до полуострова Кобылья голова, где нас должен был встретить «Хивус» — катер на воздушной подушке. Но «подушка» пришла не сразу, пришлось постоять на ледяном ветру в томительном ожидании.
На Малом море Байкала, отделяющем Ольхон от материка, только встал первый лёд. Толщина его с каждым днём увеличивается. Когда она станет безопасной для проезда машин, откроют официальную переправу — дорогу прямо на льду. Но пока этого не произошло, путь до острова и обратно на материк все местные жители и туристы преодолевают на «подушках», которые считаются самым безопасным транспортом в это время.
В ожидании мы замёрзли и забились обратно в автобус, который ещё не успел уехать, так как ждал своих следующих пассажиров. Спустя минут двадцать мы всё же пересели на «Хивус» и поскользили по льду Байкала, радуясь видам, солнечной погоде и находясь в блаженном неведении о том, что нас ждёт дальше.
На большой земле мы загрузились в микроавтобус, который должен был увезти нас от переправы дальше в Иркутск. Впереди путь в 250 километров. На переезд по льду, проверку водителем мест, билетов и ликбез по пристёгиванию ремней ушёл ещё час, и выехали в сторону города мы только в три.
За окном замелькали степные пейзажи, но почти сразу они скрылись за тонким слоем льда, намёрзшем на стекле. У нас были самые последние места в хвосте автобуса, до куда, казалось, тепло печки не доставало, а ещё сильно дуло в спину через двери багажника. Было холодно, некомфортно, но ничего не оставалось, кроме как терпеть.
Проехав около 60 километров, машина вдруг встала. Водитель вышел на улицу, открыл капот. Как оказалось, из системы охлаждения вытек антифриз. Подробностей поломки я не знаю, так как водитель был удивительно молчалив и быстро отстранился от ситуации, не сказав толком, что произошло и что теперь будет. Спустя минут десять, на прямой вопрос, что случилось, он пошутил, мол, все хорошо.
Позже из телефонного разговора водителя с диспетчером транспортной компании, подслушанного сидящими впереди пассажирами, мы узнали, что за нами выслали другой микроавтобус. Он будет в течение часа. Водитель сидел тихо на своём месте, так и не сделав никакого внятного объявления, ничего не объяснив, не выставив знак аварийной остановки и не включив световую аварийную сигнализацию. На улице мороз, в машине холодно, мы на трассе, вокруг никакой цивилизации. Темнеет.
Спустя полтора часа по салону начала витать лёгкая паника, пассивно-агрессивный мандраж и предложения позвонить в МЧС. Пассажиры связывались к компанией-перевозчиком, но ничего, кроме «ждите», они не сообщили. Мы начали в полушутке подумывать о том, чтобы развести костёр на обочине, прикидывали запасы еды и вероятность уехать на попутках.
Но планам по экстремальному выживанию не суждено было сбыться, вскоре к нам всё-таки приехала вторая машина. В темноте мы забрались в микроавтобус насквозь промёрзшие и оставались такими на протяжении всего дальнейшего пути. Второй водитель почему-то не подумал включить печку в салоне. Окна снова покрылись ледяными узорами.
Когда после просьбы пассажиров водитель включил-таки отопление, оно уже не сильно помогло, особенно на задних сиденьях. Ноги, руки и нос оставались ледяными. Девушки сидели в пуховиках, спрятав лицо в капюшонах, а руки в варежках. Зато новый водитель раз пять предупредил всех о том, что его машина экскурсионная, а не для регулярных перевозок, то есть такая драгоценная, что, не дай бог, мы что-то испачкаем, что-то где-то сделаем не так, например, поставим сумки на полки, то нам эта поездка «дорого обойдётся».
Конечно, всё это удовольствие мы получили не бесплатно, а за 1200 рублей с человека — стоимость, почти в два раза превышающую ту, что предлагают другие перевозчики. Но на их рейсы билетов под конец праздничных каникул просто не было.
Остановка в кафе на полпути дала возможность согреться горячей пищей перед тем, как снова забраться в нашу криокамеру. Полтора часа разминки немеющих от холода конечностей, и в десятом часу вечера мы, наконец, были в Иркутске.
Мне кажется, ещё немного и я смогу составить целый сборник рассказов на тему зимних дорог и антифриза. Пару лет назад на другом байкальском тракте из-за утечки у нас встала заказная «Истана». Тогда Алексей, мой муж, спас ситуацию, автостопом добравшись до соседней деревни, где, слава богу, продавали антифриз.
В прошлом году мы приютили на заповедном кордоне, где тогда работали, ребят, у которых пробило радиатор на снегоходе. Они доехали на воде, после чего с помощью других добрых туристов пришлось спешно сооружать палаточный гараж для снегохода, отапливаемый мини-печкой, а потом заказывать из деревни новый антифриз. Который, к слову, не доехал — канистру пробило по дороге и всё содержимое вытекло в сани.
Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Во-первых, не всё коту масленица. Такое шикарное начало года, какое было у нас, должно, видимо, восприниматься на контрасте с каким-нибудь приключением. Вот, получите, распишитесь. Надеюсь, что моё непрерывное чихание на следующий вечер будет единственным последствием этой «ледяной» поездки.
Ну, а во-вторых, длительные зимние переезды и пассажирские перевозки — не та сфера деятельности, в которой допускается легкомыслие. Форс-мажоры бывают у всех, но то, как ведут себя при этом представители компании, важно и показательно.