Найти тему
Егор Холмогоров

Жесть Казахстана и Барон Мюнхгаузен. Пофилософствуем о том, почему так получилось

Вот в этой картинке как в кощеевой игле спрятана вся суть проблемы развития постсоветских государств.

Огромная страна, на самом деле Россия, с древней историей и огромным накопленным культурным и экономическим потенциалом, реализовывала масштабные индустриальные, инфраструктурные проекты, главными реализаторами которых были русские и русифицированные кадры.

Но, при этом, по условиям игры, презентовалось это все через многоуровневую систему квазинациональных государств с титульными этносами, так что могло создаться полное впечатление, что у Казахстана (то есть казахов) есть нефть, что у Узбекистана (читай - узбеков) есть хлопок, что у Азрбайджана (читай - азербайджанцев) есть нефть, что это само по себе как-то производится, продается, дает доход. А русский центр тут как бы паразитирующий посредник (к тому же и не русский он).

На самом деле было вот так... Чудовищное перераспределение средств в пользу советских окраин, при вымаривании русского центра.
На самом деле было вот так... Чудовищное перераспределение средств в пользу советских окраин, при вымаривании русского центра.

Соответственно постсоветские народы верили, что можно забрать "казахскую" жесть, "узбекский" хлопок, "украинское" ракетостроение - и зажить для себя, выгнав "оккупантов".

Характерно, что эту ошибку мнимой "естественности" суперструктур до постсоветских республик еще раньше делали многие. Её делал пролетариат, уверенный, что это он производит продукцию на заводах, а буржуй - присосался. Её делали колониальные африканские страны, уверенные в том, что они богаты и изобильны, а колонизаторы "крадут" их богатство.

И все наступили на одни и те же грабли: суперструктуры человеческой жизни никогда и нигде не естественны, они противоестественны даже в самых высокоразвитых и ультрацивилизованных культурах. Всегда надо тратить энергию на их поддержание. В культурах сравнительно отсталых они и вовсе привнесены извне и органической жизнью не поддерживаются.

-3

Суперструктуры могут быть разными - церкви, империи, монашеские ордена, торговые сети, тайные общества, корпорации. У них всех общая черта - они слишком сложны для окружающего их мира. Либо они усложняют его для своих нужд, либо оказываются без опоры и гибнут.

Мировая история - это история вытаскивания самих себя за волосы из болота - и это удается не только лишь всем, прямо скажем - немногим.

Айфоны не растут на деревьях. Даже булки не растут на деревьях. Помните это всегда.

Поэтому любое общество, которое "освободилось" от тянущих его вверх суперструктур, - обречено на деградацию. Пример "казахской жести" это показал.

-4

Единственным способом, каким могут существовать эти бантустаны, является удочерение какими-то другими суперструктурами. Например - ТНК. Этим и хорошо, когда у тебя есть нефть, приходят ТНК и дают достаточно денег и институциональных вливаний, чтобы ты мог жить по крайней мере какое-то время (скажем в 2018 году "Эксон" и "Шеврон" вышли из азербайджанских нефтяных проектов, так что, возможно, в 2020 году в Карабахе мы наблюдали не начало, а пик алиевского могущества). Но кроме нефти ни один другой естественный ресурс настолько надежно суперструктуры не привлекает. Да и нефти оказывается недостаточно, Назарбайству даже нефть в итоге не помогла.

Русским, я всегда это подчеркиваю, очень повезло. Мы исходно получили шикарную и практически неподъемную суперструктуру - византийское православие. Самая развитая на тот момент, и даже до сих пор блистающая культурная и религиозная традиция, заброшенная в ледяную пустыню к медведям. Она здесь должна была накрыться пареной репой. Но вместо этого она начала тащить нас вверх.

-5

Русские оказались интересным народом, который стал не культуру адаптировать под свою среду, а себя и среду под культуру. Мы поставили себе цели трансцендентные, цели сильно выше своего естественного горизонта и создали/сохранили воображаемый мир, много превосходящий нашу заснеженную действительность. Поэтому мы сами стали мощнейшей суперструктурой для огромного пространства, что выразилось в имперском строительстве.

Советский период был попыткой создать суперструктуру на имманентистских основах, и он-то и начал предсказуемо порождать "казахскую жесть" и "армянскую электронику". Мол, мы развиваемся снизу, но устремлены к звездам (звезды и космос были слабым субститутом реальной трансцендентности). Из этого ничего, конечно, получиться не могло - система работала на инерции русской суперструктуры, но так как в нее было заложено укрепление "болота", то болото её и засосало. Все заводы, пароходы и дома культуры предсказуемо оказались висящими в пустоте.

-6

После советского краха у русских суперструктурность осталась и тянет нас вверх, она, мало того, возродилась, так как вернулась религиозная и культурная доминанта русской цивилизации. В то время как соседи с их идеей питаться булками с деревьев и заворачиваться в жесть с горных пастбищ будут либо дохнуть, либо разбираться в качестве периферии других суперструктур - корпоративных, империалистических, религиозных...

В общем помните главное. Если вам кажется, что есть что-то приятное в жизни и оно "естественно", на самом деле оно противоестественно и является результатом достаточно сложной технической и умственной работы. Либо вы можете совершать эту работу и у вас есть суперструктура, которая вытягивает вас из болота за косу, либо вы в натуралистическом болоте все больше.

-7

И тогда на смену Жести Казахстана приходит Казахстанская Жесть.