Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Как мальчика научили импровизировать и не паниковать в непонятных ситуациях.

Я писала, что один из самых ярких моментов, который произошёл с Гришей в 2021 году, это тот, что позволил ему принимать спонтанные обстоятельства.

В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.

Мальчик, который был способен годами соображать только в рамках строго расписанной парадигмы, вдруг научился импровизировать, принимать внезапные события.

И я говорю, что это чудо))) Потому что, сколько я не пыталась его этому научить, у меня не получалось.

Да и литература об аутистах как раз и говорит об этом, о том, что им, аутичным людям, сложно, а порой невозможно существовать в таких обстоятельствах.

Ну хорошо, невозможно.

А тут вдруг стало возможно. Почему?

Кто б рассказал. Я не знаю.

Предполагаю, что это следствие стало возможным в результате выполнения многочисленных упражнений от педагога. Она давала разные и не всегда с очевидной целью. Точнее не так. Цель мне была очевидна. Но всегда она была не одна.

Напоминаю, педагог у нас универсал. Логопед, дефектолог и психолог. А ещё она немножко шьёт нейропсихолог.

И вот, значит, получаю я очередное задание - таблица Шульте.

Думаю, все знают, в чём там суть. Надо последовательно найти все числа. Мы работали с этими таблицами до встречи с педагогом. Гриша очень быстро (быстрее меня) находил всё, что нужно. Я даже таблицу до ста довела. И цвет использовала, чтобы запутать Гришу. Но ничего его не путало.

И вот, когда получила это задание, объяснила педагогу, что это ерунда, что Грише это даже и не нужно. Она вежливо выслушала и сказала, что давайте тогда так: задача не все числа найти. А найти то, чего нет. То есть в таблице должны отсутствовать числа. Штук пять для начала. И вот, находя последовательно одно за другим число, Гриша должен обнаружить то, чего нет...

Да... Я подумала, как вообще донести эту мысль до Гриши, чтобы он понял.

И сделала вот такую подачу.

-2
Уточнение. В большой квадрат планировала произвольно записать числа до 90. И задача Гриши была вычёркивать последовательно числа и в одном квадрате и в другом (чтобы не сбиться). А когда он обнаружил бы число, которого нет, его надо было бы выписать внизу.

Если кому-то кажется, это сложным и странным, нет, такая подача основана на образе мыслей Гриши и я это знаю. Это помощь для него.

И мне казалось, что я подготовилась. Ага.

Но что меня ждало?

Началось упражнение. И всё Гриша понял, кроме одного, что чисел не хватает. И это для него стало непостижимым.

ГДЕ СЕМЁРКА? - заорал мальчик.

Он искал семёрку, рыдал, опять искал.

- Мама, ГДЕ СЕМЁРКА???? НУ ГДЕ СЕМЁРКА????

Я записала её вниз, объясняла, что в этом задача, определить то, чего нет. Гриша потерял над собой контроль. Ушёл в отказ, чуть под стол не упал. Собрался бежать в туман. А такого я уже и не помню. Такого яркого протеста.

Я начала выполнять упражнение за него, чтобы найти следующее число, которого нет. При этом держала Гришу за руку, чтобы он не сбежал.

И только к середине Гриша успокоился и сам продолжил, доведя задание до конца, найдя всё, чего нет.

Когда упражнение закончилось и мы перешли к следующему, я выдохнула и подумала, ну ничего себе, неожиданная какая реакция.

ГДЕ СЕМЁРКА????????????????

Во блин...

И вечером я рассказала об этом педагогу и высказала своё предположение, что, кажется, для Гриши это упражнение стало не совсем на внимание, а на что-то более глобальное.

И да, она ответила, что так и задумывалось. Что эта игра сможет расширить Гришино представление о том, что не всё в этом мире он может контролировать, не все ответы сможет найти.

ОГО!!! А нельзя было предупредить???

Видимо, нет)))

---

Мы ещё поиграли в эту игру несколько недель. Но реакции больше никакой не было. Гриша принял вот эти... ранее неприемлемые, непостижимые для него правила игры.

И, вот сюрприз, перенёс их в жизнь... Гриша и в жизни перестал орать условное "где семёрка????" А начал принимать спонтанные события, просто уточнять. Не более.

А это, скажу я вам, качественно меняет жизнь всей семьи. И становится не понятно, а как же мы 10 лет жили без этой суперсилы в виде спонтанности.

Итак.
Вот так бывает, когда работаешь с психологом, который знает, что делать.
Простая игра, в которую мы вроде как даже играли, может изменить фундаментальную установку в голове человека, казавшуюся незыблемой

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Я надеюсь, все понимают, что никому это упражнение не предлагаю. Просто рассказала, как может простая, я бы даже сказала, примитивная игра прорвать плотину и убрать в голове аутичного мальчика вообще-то то, что и делает его аутичным. То есть убрать чуть ли не основу основ его диагноза. И сделать это стремительно, а не выдрессировать за годы.

Ни о каких подобных же результатах у других детей я не говорю. Это касается только Гриши. Ибо упражнения подбираются строго для Гриши, опираясь на его личность, на его интеллект.

-3