Найти в Дзене
Во власти луны

Забытое имя

Тимоха пытался растопить печку,но руки тряслись и конвульсивно вздрагивали. Две недели назад ему исполнилось пятьдесят, и он кутил безостановочно. Его новый дружок по кличке Беломор отчалил утром, отправившись на поиски калыма. Пальцы дрожали, и по этой причине всё время ломались спички. Наконец бумага вспыхнула, и слабые язычки пламени несмело коснулись влажной щепы, будто пробуя её на вкус. Прикрыв дверцу печки, Тимоха подошел к столу. Во рту пересохло. Оглядев кучу грязной посуды, он взял керамический бокал с отбитым краем в поисках хоть какой-нибудь жидкости. Сквозь чугунные кружочки треснувшей плиты тоненькими струйками просачивался дым. Сырые поленья горели плохо. Защипало глаза. С досадой махнув рукой, он налил мутного рассола из банки. Заглотив жидкость вместе с зонтиками укропа, мужчина закашлялся. Надо заканчивать. Пора остановиться. Сегодня чуток выпьет и всё... *** -Тимка, да сколько можно? -Укоризненно обратилась к нему хозяйка небольшого магазинчика , где он был завс

Тимоха пытался растопить печку,но руки тряслись и конвульсивно вздрагивали. Две недели назад ему исполнилось пятьдесят, и он кутил безостановочно. Его новый дружок по кличке Беломор отчалил утром, отправившись на поиски калыма.

Пальцы дрожали, и по этой причине всё время ломались спички. Наконец бумага вспыхнула, и слабые язычки пламени несмело коснулись влажной щепы, будто пробуя её на вкус.

Прикрыв дверцу печки, Тимоха подошел к столу. Во рту пересохло. Оглядев кучу грязной посуды, он взял керамический бокал с отбитым краем в поисках хоть какой-нибудь жидкости.

Сквозь чугунные кружочки треснувшей плиты тоненькими струйками просачивался дым. Сырые поленья горели плохо. Защипало глаза. С досадой махнув рукой, он налил мутного рассола из банки. Заглотив жидкость вместе с зонтиками укропа, мужчина закашлялся. Надо заканчивать. Пора остановиться. Сегодня чуток выпьет и всё...

***

-Тимка, да сколько можно? -Укоризненно обратилась к нему хозяйка небольшого магазинчика , где он был завсегдатаем.- Загнешься же окончательно.

- Малёхо сегодня дерябну. Тяжко. – Оправдывался он, приложив руку к ноющему желудку.

-Так нет у меня ничего, не торгую, - приняла деловой вид дородная Римма. - Не получилось в этом году лицензию сделать.

- Васильевна, - умоляюще протянул мужчина, - у тебя же есть. Клянусь, в последний раз. Помру ведь.

- Ладно, а то действительно коньки отбросишь,- проронила она,заглядывая в окошко магазина. Удостоверившись, что на дороге никого нет, Римма достала из-под прилавка "палёнку".

- Десятого принесёшь деньги.

- Принесу, принесу, - засуетился повеселевший мужчина. -После Нового года вроде обещают прибавить пособие-то по третьей группе.

- Ой, иди уже. Сейчас хлеб привезут, да и покупатели начнут подтягиваться.

***

От нескольких глотков ему похорошело. Боль в голове пошла на убыль, и дрожь в теле поуменьшилась. Печка никак не разгоралась, и приободрившись, он зашаркал к сарайчику. Дрова заканчивались, а уголь он сжег ещё прошлой зимой.

Неловко потянув березовую палку из тощей поленницы, Тимоха заметил прицепившийся край старой тряпки. Вытащив находку на свет, Тимка узнал пиджак отца! Как он сюда попал, мужчина не помнил. На левой стороне пиджака была прикреплена медаль за трудовые заслуги. Парадный костюм раньше висел в шифоньере вместе с платьями мамы...

Когда по комнате распространилось тепло, Тимоха вытряхнул отцовскую вещь и разложил на диване.

***

Он вспомнил тот самый год, когда бате вручили эту медаль.

Отслужив срочную и поступив в Харьковский авиационный институт, он приехал в родное село и сразу попал с корабля на бал. Отец, взволнованный полученной наградой, закатил банкет. В течение вечера самозабвенно толкал речь перед родственниками о доверии партии и строительстве социализма. Горячо цитировал выдержки из решений очередного съезда КПСС. Наставлял сына , так сказать, на путь истинный.

Счастливая мама подавала на стол, подкладывая сыну в тарелку то голубцы, то котлетки.

- Кушай,кушай сынок...Студенты, они вечно голодные.

Сколько лет прошло с тех пор? Это было в другой эпохе. Он давно забыл того парня. Забыл самого себя. Семью так и не создал, настоящими друзьями не обзавёлся. Любовь проворонил, самонадеянно полагаясь, что будет нарасхват. Какой там...От былой бравады и бахвальства ничего не осталось.

В школьной юности,загорая на брегу реки с одноклассницей Надькой, они спорили, что - то доказывали друг другу.

Девушка рассказывала ему о значении русских имен и фамилий,читала наизусть стихи Пушкина. Он же с видом великого знатока разъяснял устройство приставки для выхода в эфир, хвастаясь лампой 6п3с. Запчасти достать в то время было непросто, а отдельные детали представляли дефицит. Радиотехникой тогда занимались многие.

После института Тимоха открыл ремонтную мастерскую . Люди везли телевизоры, приёмники, магнитофоны.

Потом пришли нестабильные времена. Один за другим ушли в мир иной отец и матушка. Затянули гулянки и весёлая жизнь. Влюбленная Надя, мечтая о замужестве , так и не услышала от него заветных слов. Он и не особенно торопился с предложением, всё сильнее запутываясь в клубке шумных пирушек.

Мало помалу пропал кураж ,и сильно подкосилось здоровье. Кое-как под давлением соседей ухитрился оформить группу по сахарному диабету и на эти деньги существовал.

Вот и сидел он теперь в родительском, некогда уютном доме, философствуя в одиночестве. Признаваться себе в том, что всё нажитое родителями давно спущено за огненную водицу, он не желал. И уж тем более не хотел открывать глаза на нищету и убогость вокруг себя. В поселке провели газ, и редко кто оставался с печным отоплением.

Все обычные человеческие желания постепенно трансформировались в пагубную зависимость от зелёного змия.

Никаких мужских влечений он давно не испытывал. В специфическом кругу "компаньонов" перестали появляться представительницы прекрасного пола. Собутыльники не задерживались в его жизни , исчезали или помирали. Уходя в запой, ему удавалось заглушать недовольство и раздвоенность . На душе было паскудно. А так выпьешь, и понеслось...

Очухавшись от очередного загула, Тимоха устраивал передышки. Пытался навести порядок в двух комнатах. Хотя и убирать-то там было нечего. Заботливая соседка баба Нюра изредка заглядывала к нему, приносила продукты с поминок и похорон. Ругала его, понуждая к заработку. Эта материнская опека воодушевляла его на незначительный срок, и он чинил старушкам ламповые устаревшие телевизоры, получая небольшие деньги за свой труд...

***

На следующий день Тимоха отказался "квасить" с Беломором, выпроводив сотоварища за дверь. Тот долго возмущенно бубнил, еле ворочая языком и тыкая ему в лицо пакетом с какой-то закуской.

Тимоха ждал почтальонку с деньгами. Десятого числа каждого месяца он совершал ритуал трезвости, выводивший его из беспробудного алкомарафона. Отдавал долги, покупал курицу в магазинчике Риммы Васильевны и варил себе суп. Похлебав горяченького, молодецки шагал с пятилитровыми пластиковыми бутылками к колонке. Водружал на плиту эмалированный тазик с водой , худо-бедно мылся и стирал бельё.

***

Впервые побрившись за месяц и надев более-менее приличные вещи, Тимоха засобирался в аптеку. В последний раз врач предупредила, что отсутствие контроля за уровнем сахара в крови и пьянки приведут его к печальным последствиям. Но равнодушного забулдыгу не особенно заботило собственное здоровье, просто с утречка попала шлея в одно место. Желание угостить пивком знакомых мужиков явилось основным мотиватором дня. Деньги сегодня есть, а завтра их уж нет!

Завернув в переулок, выводивший прямиком к центральному парку, он увидел идущую навстречу женщину. Засмотревшись на стройную фигуру незнакомки, он вдруг лицом к лицу столкнулся с Беломором.

- Аааа, Тимоха! Давай гульнём!- с трудом удерживая равновесие, горланил на всю Ивановскую ночной постоялец.

- Иди, куда шёл,- увернулся от него мужчина.

- Тимоха, ты что меня не уважаешь, - канючил тот, изображая недовольную гримасу.

Поравнявшаяся с ними женщина , замедлила шаг и наконец остановилась.

- Ты? - расширив глаза, обратилась она к одному из них.

- Яяя, - икнул Беломор.

Но женщина и бровью не повела в его сторону.

Приблизившись к Тимохе , она потрясенно спросила:

- Почему этот тип тебя так называет? Да что с тобой?

Он внезапно почувствовал сильную жажду и неприятные покалывания в кончиках пальцев.

- Борис!- Выкрикнула она, схватив его за отворот куртки.- Тебя зовут Борис! Слышишь?!

Он как-то разом скис, словно расплющился, безвольно опустив руки. Потом медленно наклонился , пытаясь выдохнуть. В глазах задвоилось. Онемевшие ноги подкосились, и мужчина повалился на скользкую дорогу...

***
У Тимохи-Бориса врачи констатировали приступ гипогликемии из-за критичного сахара в крови. После потери сознания мужчина очнулся в машине скорой помощи.

На второй день пребывания в районной больнице его навестила Надя. "Школьная любовь" приехала проведать родных, и случайно столкнувшись с ним в парке, вызвала неотложку. Их встреча произошла спустя двадцать лет.

-Борька, я и забыла совсем, что твоего отца звали Тимофей. Я так напугалась, думала ты память потерял. Не сразу узнала тебя, засомневалась...

- Надюх, я и правда свыкся . Тимка да Тимка. Растерял и прошлое и настоящее...

- Помнишь у Пушкина...Что в имени тебе моём? - Грустно поддержала разговор женщина.- Значит мне суждено вернуть тебе имя.

-Да, - тщательно подбирая нужные слова,подтвердил мужчина.- Можно считать, оно нашлось. Припоминаю, как ты значение растолковывала..."Славный в борьбе"...Что-то вроде этого.

- Вот и борись! Сам знаешь с чем!- Жёстко произнесла Надежда.

- Уххх! Узнаю характер!- Рассмеялся он.- Когда уезжаешь?

- Сегодня вечером. И вот что. Никаких отказов не принимаю.- С этими словами Надя протянула ему мобильный телефон. - Недорогой, но функциональный. Я Вацап настроила и контакт свой вбила.

-Зачем?- Удивился Борис.- Я в них мало соображаю, с кнопочным проще.

-Разберешься! - Ответила она, поднимаясь со стула и выкладывая на тумбочку привезенные фрукты.- Лечись. Будем на связи.

***

Когда она вышла из палаты, мужчина подошел к окну. Надя уходила, а на улице шел снег. Белые хлопья мягко и ласково опускались на голубые декоративные ёлочки, скамейки, припаркованные автомобили. Она не стала читать ему нотаций, не похвалилась своей успешностью и семейным благополучием. Она просто оказалась рядом в нужное время и растворилась в снежной пелене.

Там, за окном,оказывается, кипела жизнь. Смеялись дети. Люди спешили по делам. Влюблялись и расставались,ссорились и мирились, теряли и находили...А что же он? Существовал, а не жил.

- Борис Тимофеевич,- окликнула его медсестра, - пройдите в процедурный кабинет.

В собственное чудесное перерождение он пока не очень верил, но услышав своё имя, задумчиво улыбнулся...

Автор Татьяна Золотарёва/Абрамова

.