Когда-то я слышала, что анализировать героев фильма или книги, как будто они реальны – это признак нижайшей культуры зрителя (читателя). Не знаю, не знаю. Пусть носители высокой культуры обсуждают композицию и прочие гендекосиллабы, а мы с вами люди простые, обсудим Маргариту Палну, Савву и Хоботова, как бабки на завалинке.
Мораль фильма “Покровские ворота” в том, что так жить нельзя. Так – это как жила Маргарита Пална, годами командуя Хоботовым, и даже после развода не давая ему жизни.
Маргарита в представлении многих это чуть ли не домашний тиран, бультерьер, бульдозер и, разумеется, абьюзер. В одном лице. На самом деле, конечно же, нет.
Это обычная женщина, более того – очень нежная и влюбчивая. Ведь влюбилась же она когда-то в Хоботова. И терпела его 15 лет.
Хоботов – тот еще “подарок”. Образованный, но никчемный, по его же признанию, “сундук” со знаниями. Бестолковый, не умеющий делать ни мужскую, ни женскую работу по дому, да и зарабатывающий, скорее всего, мало. Да, набит цитатами до макушки, но как это в жизни применить?
Маргарита Пална, кстати, не уступает ему в образовании. Она “занимается Южной Америкой” (не уточняется, чем именно, вероятно, переводами, только вряд ли поэзии). А бразильский фен откуда взялся? Выезжала за рубеж, что уже говорит об очень хорошем положении на работе. Хоботов, даже почти доведенный до слез (во время визита Орловичей), кайфует от того, что говорит с бывшей женой на одном уровне:
-А могильщики? В “Гамлете”?
-Ремесленники!
У Маргариты Палны, как у многих женщин, высокие запросы по жизни. Что еще раз говорит о том, что она нерасчетлива: могла ведь в своих кругах найти мужа посолиднее, но много лет тащила на себе Хоботова.
А Хоботов ничего не мог и не хотел. То, что он не заклеван ей, а действительно никчемный по жизни, видно по упоминанию того, что у него был просрочен паспорт целый год. Согласитесь, ни один домашний тиран-газлайтер не может быть виновен в том, что второй не в состоянии паспорт поменять.
Поэтому ей приходилось и командовать, и самой многое тащить. Почему-то когда тираншей представляют именно Маргариту, “забывают” про то, что если Хоботову было бы так невмоготу с ней, он сам мог ее бросить (пожалуйста, не пишите, что она его не отпускала, ни в кого нельзя вцепиться и не отпускать, иначе столько разводов бы не было). Но ведь ушла от него она, к Савве.
Савва – противоположность Хоботову. Сильный, пышущий здоровьем мужчина, который… тоже особым образом кайфует от Маргариты. Только Хоботов ее ценил за равный ему ум, а Савва – за ее сильную личность.
-Женщина сказочного ума! Характер – такой, что фронтом командовать! – Описывает он Костику Маргариту прямо с трепетом.
-И тут она и говорит: оставайтесь, Савва Игнатьич. А я, конечно, по стойке “смирно”.
Есть мужчины, которые любят подчиняться женам, ничего тут такого нет. Не из страха, а просто нравится им такое. Причем Савва не только подчинился, он в то же время и сильным себя проявил – спас Маргариту от раздолбайства Хоботова. Ведь она – такая сильная духом – и то выбивалась из сил из-за того, что все ломалось и горело, а потом он еще и пропал!
Да, кстати, в Савву она тоже влюбилась. Иного смысла выходить за него замуж не было.
Савва небогат и, так сказать, непрестижен. Чтобы его пролетарское происхождение не сильно резало глаз на фоне ее знакомых – филологов и ученых – она заставила Савву стать мастером производственного обучения (т.е. педагогом). То есть сначала полюбила, а потом уже стала думать, что с ним сделать, чтобы он ей больше соответствовал. Ну где же тут расчет? Старовата она уже, чтобы из лейтенанта делать генерала.
Еще мне Маргарита Пална нравится тем, что она не болтлива. Умеет, когда надо, не сорить словами. Когда мадам Орлович пытается выведать подробности об их такой странной жизни втроем, Маргарита легко, без всякого напряга отфутболивает все неудобные вопросы:
Н и н а А н д р е е в н а: И как он… со своим предшественником?
М а р г а р и т а: Он его очень любит. Хоботова нельзя не любить, прекрасное большое дитя.
Н и н а А н д р е е в н а: А как Лев Евгеньич относится к Савве Игнатьичу?
М а р г а р и т а: Отдает ему должное.
Оба ответа – ни о чем, а больше не подступишься. Ну красиво же?
Конечно, местами Маргарита перегибала (иначе и образа не было бы). Когда, например, вытащила Хоботова из комнаты и заставила идти к гостям, а Людочку выпроводила. И когда кричала, что “умалишенных не регистрируют”, и когда предложила Хоботову переехать с ними. Но надо понимать, что это кино, а в жизни таким словами цена – ноль, ничего. Мало ли что можно сказать? Сам человек должен как-то действовать самостоятельно? Никого нельзя силой заставить переехать, и никому нельзя запретить жениться.
Ну, а те, кто подчиняется из страха и невротизма, страдает и все равно подчиняется – они так платят за собственную слабость и трусость. Можно сказать, такое воздаяние.
Костик все время пытается сказать Хоботову, что так тоже нельзя, но до него доходит плохо, хотя в конце фильма шанс ему и оставляют.
Почитать еще: