Путешествие по Судану
Территория страны огромна и есть много мест, которые до сих пор остаются дикими. И многие племена сохраняют прежний уклад жизни, не желая или не умея вливаться в общий поток бегущих к новому миру. Им и так, похоже, хорошо. К них относится народ беджа, населяющий северо-восточные районы Судана и западные районы Эритреи. Это кочевники-скотоводы, которые занимаются разведением верблюдов, коз и овец. В свою очередь беджа подразделяются на разные племена - бишарин, амер бени и другие.
История народа очень необычна. Исследования показывают, что они проживали в этом регионе еще 5 тыс. лет назад. Есть несколько версий относительно их происхождения. Согласно разным мнениям, они пришли из Египта, Эфиопии или Йемена. Историки утверждают, что беджа с древних времен сформировали несколько царств. В целом мирные и дружелюбные, они проявляли себя свирепыми воинами в бою, а в некоторые эпохи даже совершали набеги на соседние государства, включая Абиссинию. В VIII веке нашей эры беджа разрушили ее столицу, город Аксум, и основали на этом месте новое царство. В прошлом беджа занимались торговлей и ключевое место отводилось ныне не существующему порту Айзаб. Через него фараоны направляли свои товары в страны Азии. Позже здесь проходили караваны мусульманских паломников, следующих в Хиджаз.
Но царства и торговля были в прошлом. Сейчас это бедные племена, жизнь и быт которых до изумления примитивны и просты. У большинства представителей беджа нет официальных, подтверждающих личность документов, таких как свидетельство о рождении и паспорт.
Мы были в гостях у одной семьи, в которой несколько человек - бабушка, двое ее сыновей, их жены и бесчисленные дети.
Условия жизни для европейского взора ужасны. Каждая семья живет отдельно от других, перемещаясь по бескрайним просторам пустыни за своим стадом верблюдов и коз. Живут они в нескольких хибарках, сплетенных из прутьев, в которых нет ни окон, ни дверей. У каждой семьи несколько таких приютов, и они кочуют из одного в другой. Дети в школу не ходят.
Воду добывают традиционным способом из редких колодцев в пустыне с помощью осликов (позже покажу фильм).
Раньше они изредка выбирались в деревню - за необходимыми продуктами и продать на рынке живность, это занимало много дней. Сейчас стало проще - приезжает грузовичок, забирает их товар и привозит по списку необходимое - сахар, чай, мука. Их рацион очень скромен - молоко, йогурт, мясо, иногда лепешки.
В своих путешествиях и перекочевках племена сохранили обычай в ночное время суток искать маршрут по звездам, а в дневное — по местному ландшафту. Они знают название любой горы, колодца, речной долины и прекрасно по ним ориентируются. Они знают, где находятся другие семьи и их лагеря.
Необычная особенность - женщины никогда не доят ни верблюдов, ни овец. Считается, что это исключительно мужская работа.
Их мир тоже меняется, но предельно медленно. Максимум изменений - у бабушки на лице есть ритуальные шрамы, у молодых их нет. Вот и весь прогресс.