Найти тему
89,9K подписчиков

Идочка была очень гордой и независимой

5,8K прочитали

"Она была миниатюрная, заходилась в смехе по незначительному поводу и удивляла своими экстравагантными поступками" - читательница "Московских историй" Ирина Иринич продолжает тему "московских старушек".

Источник https://radost-gizny.ru.
Источник https://radost-gizny.ru.

Одной из самых ярких и загадочных личностей моего детства была пожилая женщина по имени Идочка. Солидным «Ида» ее никто и никогда не называл. Она была такая миниатюрная, красила волосы в цвет красного дерева, завязывая их в маленький игривый хвостик на затылке, заходилась в смехе по незначительному поводу и удивляла своими экстравагантными поступками.

По сути, Идочка была вечной приживалкой, как говорили в 19-м веке. Одинокая, бездетная, она время от времени «прилипала» к какой-либо семье или одиночке. Помогала по хозяйству, как могла, (это не было ее коньком), но, главным образом, была хорошей компаньонкой - могла поддержать светскую беседу, составить компанию при походе в Дом кино, со вкусом одевалась, словом, часто и много где была ко времени и к месту. Затем она неожиданно обижалась на своих покровителей или ссорилась с ними - и даже вспоминать о них не хотела.

Одинокая Идочка была очень гордым и независимым человеком - болезненно ощущала иронию и насмешки по отношению к себе - и обижалась навсегда. В первую очередь ее независимость проявлялась в том, что в «дома» она ходила со своей едой - баночками, пакетиками, кусочками.

Помню, что она первая принесла нам столовый круглый хлеб - он тогда был редкостью, и она гордилась, что в одной привилегированной семье ей всегда щедро отрезают половинку круглого, которым она делилась с нами. Свежий, он имел тогда и вправду какой-то потрясающий вкус.

Идочка была родом из Минска, где у нее жила единственная родная сестра, с которой они были в вечных контрах, но вся ее жизнь была связана с Москвой. В Москве она с 20-х годов работала машинисткой в разных конторах и даже, как выяснилось, была когда-то замужем. Однажды, в начале 70-х, она встретила бывшего мужа в гастрономе на Покровке (тогда улица Чернышевского).

Тот самый гастроном в здании гостиницы у Покровских ворот (1799 - 1802 г.г.). Фото И. Нагайцева.
Тот самый гастроном в здании гостиницы у Покровских ворот (1799 - 1802 г.г.). Фото И. Нагайцева.

Он очень обрадовался – они не виделись много лет, - и бросился к ней со словами: «Ида, дорогая, здравствуй!». Очевидцы рассказывали, что он даже хотел ее поцеловать, но Идочка изобразила на лице ужас и, сделав вид, что этот человек ей незнаком, стала отгонять его от себя. Бывший муж отошел - оторопевший и удивленный. Возможно, она и в молодости была странная, но теперь эта странность просто зашкаливала!

Однажды вся моя семья была занята, и меня отдали на весь день на попечение Идочки. Я даже побывала у нее дома. Она жила в коммуналке на улице Гиляровского, ее жилище поразило меня своей аскетичностью.

Узкий шкаф, матрас на четырех деревяшках, и все. Ни стульев, ни стола, никакой женской безделушки. Мне было удивительно и странно - так не жил никто из наших знакомых.

Книга, подаренная Идочкой.
Книга, подаренная Идочкой.

Моя личная благодарность Идочке - за прекрасные детские книги, которые она приносила мне от выросших детей и внуков своих великосветских друзей и покровителей. Я до сих пор храню иллюстрированные «Русские народные сказки», и меня не смущает, что на форзаце написано фиолетовыми чернилами: «Вовочке от бабушки!». #ирина иринич