Найти тему
Кабачок "У Тулио"

О «Тёмном лесе» или «Зачем охотнику ружьё»

Всем привет! Перед тем, как Вы начнёте читать, я хочу ещё раз предупредить Вас, что в тексте значительных спойлеров нет, но есть рассуждения немного расширяющие границы, которые были описаны в аннотации к книге «Тёмный лес» Лю Цысиня. Помимо этого, возможны спойлеры к предыдущей книге (которые во многом, опять же, описаны в аннотации ко второй части трилогии). Также хочется отметить, что вторая книга прекрасна сама по себе, поэтому рассуждений здесь будет меньше всего, как и разбора деталей сюжета. Это та книга, которую нужно прочитать самому! А статья по предыдущему тому трилогии находится здесь: Задача трёх тел

Автор цикла "Воспоминания о прошлом Земли" - Лю Цысинь (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Автор цикла "Воспоминания о прошлом Земли" - Лю Цысинь (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Структурно роман делится на три части, главы отсутствуют. Данная манера повествования мне особенно понравилась, в ней нет искусственного разграничения пространства. Каждая часть – одна большая глава истории и, несмотря на то, что в каждом блоке по несколько сюжетных линий, читаешь не отрываясь. Между ними можно делать паузы для осмысления произошедшего. По сути, сюжетная линия здесь только одна, к концу романа выделяется ещё одна, всё же остальное – фон, который дополняет происходящее.

Итак, с чем нас оставила первая книга? Человечество имеет 400 лет на подготовку к вторжению инопланетян, флот которых движется в Солнечную систему со скоростью в одну десятую от световой. Для сохранения превосходства в технологиях на Землю были направлены «софоны» – запрограммированные протоны, которые портят все эксперименты на субатомном уровне. Помимо этого, они занимаются шпионажем в реальном (для Трисоляриса) времени. Единственным местом, закрытым от инопланетных захватчиков, оказывается человеческий мозг. Именно поэтому, стержневой загадкой второго тома становится проект «Отвернувшиеся». Человечество выбрало четверых человек, которым выделяют серьёзные средства, но которые должны все свои планы держать в головах и не делиться ими ни с кем, т.к. софоны следят за всеми и каждым. Данные персонажи и их проекты – лучшая часть книги. Самым интересным здесь является сопоставление плана с самим «Отвернувшимся». Суть в том, что, если внимательно читать о делах каждого, кто чем интересуется, и кто он сам по своему прошлому, то можно разгадать этот план до его объявления.

Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)
Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)

Ключевую роль во всём втором томе «Воспоминаний о прошлом Земли» играет так называемый «Парадокс Ферми». Забегая вперёд, скажу, что концепция «Тёмного леса», предложенная в качестве разрешения этого парадокса, станет стержнем сюжета всей третьей части трилогии. Но об этом в следующий раз. Завязкой этого парадокса в самой книге становится пролог. Для получения максимального удовольствия от романа, предлагаю по ходу чтения периодически задумываться над двумя аксиомами и двумя концепциями, представленными в нём. Но сейчас хотелось бы рассказать в общих чертах об этом парадоксе. Сразу оговорюсь, что несмотря на то, что Энрико Ферми жил в прошлом веке, сама история уже тогда выглядела как легенда, вроде сказок про Ньютона и упавшего на него яблока или про Менделеева и приснившуюся ему таблицу. Рекомендую ознакомиться с биографией этого физика, поверьте, это того стоит. Суть легенды сводится к тому, что в 1950 году Энрико, обедая с коллегами в Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико, высказал несколько логически верных умозаключений, касательно наличия (или отсутствия) во вселенной внеземного разума. Рассуждал он следующим образом (точных формулировок до нас не дошло, только сама идея со слов очевидцев): «В нашей галактике много планет, похожих на Землю. Следовательно, если на них разовьётся разумная и технологическая цивилизация, в итоге она доберётся до технологии межзвёздных перемещений. А это означает, что, колонизируя другие звёздные системы, инопланетяне должны были уже либо показаться нам сами, либо оставить следы своего существования, которые мы смогли бы увидеть, т.к. экспансия продолжалась бы до тех пор, пока каждая планета в галактике не стала бы обитаемой.» Заканчиваются рассуждения Ферми лаконичным вопросом: «Где все?». Подобным образом в своё время рассуждал ещё Циолковский, он же предложил и одно из возможных разрешений этого парадокса, так называемую «гипотезу зоопарка». Суть её заключается в том, что человечество ещё не доросло до того, чтобы разумные существа вступали с нами в контакт, они за нами только наблюдают, как за животными в зоопарке. Также есть гипотеза уникальности Земли (что нигде больше жизнь не сможет возникнуть в принципе) или о невозможности достигнуть скорости света и много других. Гипотеза «Тёмного леса» мне показалась очень интересной и образной. О ней самой подробнее мы поговорим в третьей статье, когда вы прочитаете следующий том.

Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)
Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)

Предлагаю порассуждать ещё на одну тему: можно ли было избежать вторжения в Солнечную систему и решить проблему мирно? Сам роман даёт ответ в виде концепции «Тёмного леса». Но мы порассуждаем более масштабно, но в рамках этой истории. Представим себе цивилизацию на краю гибели, но которая смогла разработать технологию межзвёздных путешествий. Самое страшное, что мы поняли из первой книги, гибель может прийти внезапно. В этот момент приходит сигнал из соседней звёздной системы, которая не просто подходит для проживания гибнущей цивилизации, а похожа на рай. Возможно, пришельцы не собирались землян полностью истреблять, пока не ознакомились с нашей историей (об этом подробнее мы поговорим в третьей статье). Для инопланетян это был шанс, за который надо было обязательно ухватиться. Дружить и договариваться с отсталой цивилизацией им не имело смысла. Фактически, они полетели как на сафари. В противовес моим рассуждениям (завоевательная модель) можно привести модель И.А. Ефремова в «Туманности Андромеды». В этом романе описывается, что все высокоразвитые цивилизации объединяются посредством передач по «Великому Кольцу» - системе радиообмена. В этой модели высокоразвитая цивилизация, попавшая в беду, позвала бы на помощь. Парадокс Ферми, в этом случае, разрешается следующем образом: преодолев определённый технологический порог, инопланетные цивилизации сами вступают с тобой в контакт и, если ты достиг звёздных технологий, то твоя мораль сама не позволит тебе опуститься до вторжений и наоборот, если ты мыслишь категориями агрессии, то ты никогда не достигнешь высоких технологий. Спорно, но тем не менее.

Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)
Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)

Будущее в романе показано убедительно, в том числе и то, как развивалась цивилизация после описываемых событий конца первой книги. Из-за остановленного прогресса в фундаментальных науках пришлось развивать те направления, которые не затрагивали глубины теоретической физики, а именно термоядерную энергетику и нанотехнологии. В связи с этим появляются первые вопросы на проверку «твёрдости научной фантастики», вот один из них: как работает электромагнитный движитель кораблей будущего? С космическим лифтом я более-менее разобрался, а здесь много недосказанности. Если применяются электромагнитные силы, то для чего? Есть или нет выброса рабочего тела? Почему же тогда имеются внешние проявления? Что там тогда светится так, что с Земли видно? Почему я должен сам пытаться понять это, хотя можно было отписаться ещё двумя предложениями и всё бы на этом закончилось? Я по первому образованию инженер-ракетчик, для меня такие тонкости вовсе не мелочи, которые можно опускать! Также очень мало написано о создании управляемой термоядерной реакции. Хотелось бы прочитать в том числе несколько убедительных концепций. А так, основной посыл, который есть в книге, что он сделан не так, как реакторы до него. Это, конечно, придирка, но небезосновательная. У того же И.А. Ефремова есть описания приборов и агрегатов, топлива для межзвёздных перелётов. И это несмотря на то, что все они придуманы специально для романа. В конце книги даже приведён специальный словарик с терминами. Я просто подвожу к тому, что фантазировать можно более убедительно.

Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)
Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)

Хочется отметить, что во всей трилогии приятные русские. Я давно не встречал хорошей переводной литературы, где они были хотя бы нейтральными. Помимо этого, что для меня стало ещё одним плюсом – полное отсутствие пошлости и скабрезностей, которые в наше время встречаются везде. На конец 2021 года в сети я обнаружил несколько заметок об экранизациях. К слову, иллюстрации к статье – это концепт арты не вышедшего сериала. Пока ни один проект не дошёл до реальных результатов, но это только пока. Часть сообщений касается того, что по «Задаче трёх тел» снимет сериал Netflix. Вот там, боюсь, со всем хорошим, описанным в этом абзаце, придётся попрощаться. Кстати, если говорить, об экранизации, то вторая книга для этого подходит лучше всего – первая половина сериала по духу будет напоминать шпионский боевик а-ля «Джеймс Бонд», а вторая – космическую оперу в стиле «Звёздных воин». С остальными книгами будет не так просто. Сериал по первой должен постоянно держать в напряжении, будто конец света уже завтра, поэтому жанром здесь я бы обозначил психологический триллер. Третья же в лоб не экранизируема. Для качественного сериала нужно будет писать чётко выверенный сценарий. Сложно сказать, поможет ли здесь привлечение Лю Цысиня в качестве сценариста.

Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)
Иллюстрация одного из событий книги (Данная иллюстрация взята из концепт артов некогда готовившегося анимационного сериала, которые выложены в свободный доступ)

Во второй книге происходит, как может показаться, завершение истории. Но это только на первый взгляд, ибо со знаниями, полученными в конце становится понятна глобальная подоплёка рисуемого мира. Здесь будет небольшой спойлер: финал кажется нелогичным, он слишком счастливый, как кажется на первый взгляд, но стоит задать всего один вопрос «А почему …?» и вся эта красота развалится как карточный домик.

А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал и ставьте пальцы вверх. До встречи в статье по завершающей книге трилогии!

Статья по третьему тому трилогии находится здесь: Вечная жизнь Смерти