Недавно мне попалась статья, в которой говорится о том, что искусственный интеллект убивает рабочие места. Там приводятся данные, что автопилот заменит всех водителей за 10-15 лет в Китае и за 15-20 лет в США. Судя по всему, это очень оптимистичные сроки.
Хотя, при чём тут искусственный интеллект? То, что мы наблюдаем, это просто автоматизация рутинного труда. Ведь искусственный интеллект - свойство информационных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Этого сейчас нет, и в ближайшее десятилетие не будет.
Сегодня в мире мы наблюдаем совсем противоположную картину. Во многих странах мы видим нехватку водителей фур. Это Великобритания, США, страны ЕС. Да и у нас в России есть такая проблема.
По-сути, роботизация труда водителей автомобилей уже опоздала. Мы это видим по пустым полкам магазинов во многих странах.
Люди ушли с такой тяжёлой работы с малым заработком, на более лёгкую и более оплачиваемую работу. Дальнобойщики устроились курьерами на маленьких грузовичках в интернет-магазинах.
Предприниматели уже скорректировали зарплату дальнобойщикам, чтобы вернуть людей, и столкнулись с нехваткой водителей городского автотранспорта.
На карьерах добычи полезных ископаемых тоже существует нехватка водителей карьерных самосвалов. Та же картина в шахтах и морских портах. Там тоже не хватает водителей.
Дефицит качественных человеческих ресурсов всё ярче проявляется во всём мире. Общемировая демографическая яма начала сказывается на всех странах. Лож о численности населения всё больше вылезет наружу. Но это совсем другой разговор. И об этом я напишу в другой статье.
Сейчас коротко, просто нет людей для эксплуатации существующей инфраструктуры в виде большегрузного автомобильного транспорта.
Теперь остро стоит вопрос. Как скоро разработчики автопилотов решат проблемы эксплуатации и погасят возникший дефицит трудовых ресурсов?
Даже самый совершенный автопилот на транспорте замещает всего 5 из 6 водителей. Остальные водители продолжат обслуживать беспилотные транспортные средства.
Внедрение автопилотов для фур может вызвать лавинообразный рост автоперевозок. Так применение электронных средств платежей вызвало рост банковских офисов.
Скорость внедрения автопилотов на транспортных средствах сейчас недостаточна для замены даже людей уходящих на пенсию. Те, кто начал работать водителем сейчас, ещё долго будет не заменим. А пропаганда о не перспективности такого труда уже сделала своё дело. Люди уже не приходят в эту профессию. Предприниматели сдерживают рост заработной платы в этой сфере.
Если сегодня роботы беспилотники не могут заменить водителей на закрытых территориях, таких как шахта, карьер или порт, то что можно сказать об улицах городов.
Роботы уже помогают людям на полях, на фермах и в садах сельхоз предприятий, но не могут пока работать полностью самостоятельно.
Нам всё время говорят, что вот-вот и будет прорыв. Я помню разговоры о беспилотном транспорте с середины 1980-х. Уже тогда были первые эксперименты. Первые беспилотные автомобили уже тогда ездили по улицам городов.
К сегодняшнему дню мы видим лишь просто масштабирование экспериментов. Беспилотные автомобили ездят по дорогам, спускаются в карьеры за полезными ископаемыми, пашут поля и собирают урожай. Всё это, к сожалению, только эксперименты в большом масштабе.
Об этом снимают журналисты сюжеты для новостей и целые фильмы. «Ах, машина едет без водителя. Беспилотные автомобили одной фирмы проехали 14 миллионов километров.»
«Мы всё ближе к созданию полноценного беспилотного автомобиля», говорят нам руководители фирм работающих в этом направлении.
Я, как инженер понимаю, что все называемые сроки – оптимистичная оценка. Нужны ещё миллионы экспериментов чтобы довести эту разработку до уровня «горизонтального лифта». Особенно это критично в нашем суровом климате с дождями летом, снегом и гололёдом зимой.
Давайте вспомним, что лифты стали обходиться без лифтёра через 170 лет от первых экспериментов до полностью автономных моделей. Почти полвека эксплуатировались параллельно автономные модели и лифты с лифтёрами. Я думаю, не меньше пройдёт времени, пока водителей вытеснят беспилотные автомобили.
Автомобиль появился на несколько десятков лет позже лифтов. Причём задача автоматизации труда водителей несколько сложнее, чем автоматизация труда лифтёра.
При создании беспилотного автомобиля необходимы более сложные датчики и сенсоры, работающие в широком диапазоне погодных условий.
Мне могут привести пример исчезновения такой профессии как машинистки. Да соглашусь я, что они исчезли довольно быстро с внедрением персональной вычислительной техники. Аналогом быстро исчезающей профессии я вижу только кассиров магазинов. Их уже заменяют терминалы для оплаты покупок.
#рабочие места
#беспилотники
#роботы заменят людей