Авторы
Представляем вниманию читателей фрагмент книги заведующей лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) факультета социологии СПбГУ, преподавателя Института практической психологии «Иматон», кандидата психологических наук Людмилы Аполлоновны Ясюковой и психолога-консультанта Центра психологии развития Ольги Вячеславовны Белавиной «Социальный интеллект детей и подростков». С проектом «Социальный интеллект детей и подростков» (монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а) Л.А. Ясюкова и О.В. Белавина были номинированы на Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года».
Первые психологические исследования, посвященные социальной адаптации одаренных детей, появились еще в начале ХХ в., но ученых до сих пор интересует вопрос о том, какое влияние высокий интеллект оказывает на процесс адаптации ребенка в социуме. Действительно ли одаренные дети чаще сталкиваются с эмоционально-коммуникативными проблемами, чем их менее способные сверстники, или, напротив, высокие когнитивные способности помогают одаренному ребенку лучше понимать себя и других и, следовательно, легче адаптироваться в социальной среде и лучше справляться со стрессовыми ситуациями, чем это могут делать обычные дети?
С целью изучения взаимосвязей между успешностью протекания процесса социализации подростков и их интеллектуальными способностями на базе одной из гимназий г. Санкт-Петербурга весной 2008 г. нами было проведено психологическое обследование учащихся трех 10-х классов (всего 62 чел.). Для диагностики интеллектуальных способностей использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра (в адаптации Ясюковой), особенности поведения в стрессовых ситуациях изучались с помощью фрустрационного теста Розенцвейга, социальный интеллект, коммуникативные установки, самооценка диагностировались с помощью теста социальной перцепции Фидлера — Ясюковой, а также в исследовании использовалась методика жизненных ценностей Ясюковой.
Исследование показало, что 65% 10-классников характеризуются доброжелательной установкой по отношению к людям (индекс MPCO теста Фидлера — Ясюковой ≥7), отмечают в первую очередь достоинства человека, уважают и ценят окружающих людей. Для остальных 35% учащихся характерна скептическая установка по отношению к окружающим (индекс MPCO меньше 7), недооценка хороших качеств людей, фиксация на недостатках человека. Распространено мнение, что такой недостаток доброжелательности, высокомерие по отношению к окружающим характерны именно для одаренных детей. Нами было проведено сравнение с помощью t-критерия Стьюдента этих двух групп подростков с различными коммуникативными установками: доброжелательной и скептичной, чтобы выяснить, как связано интеллектуальное развитие учащихся с их отношением к людям.
Достоверных различий между средними значениями общего балла по тесту Амтхауэра в группах не выявлено, т.е. по общему уровню интеллекта доброжелательные и скептичные подростки не различаются. Однако были обнаружены различия в сформированности отдельных интеллектуальных операций. Причем оказалось, что у доброжелательных учащихся достоверно выше развиты именно те интеллектуальные операции, которые более всего необходимы для успешного обучения в гимназии: понятийная категоризация (А4) и понятийное логическое мышление (А3).
Все обследованные 10-классники углубленно изучают два иностранных языка, поэтому для успешной учебы им необходимы хорошие структурно-лингвистические способности, за формирование которых отвечает понятийная категоризация. Понятийное логическое мышление характеризует общую способность к обучению, возможность понимать логику доказательств, выделять объективные закономерности, понимать смысл правил и формул. Если у скептичных учащихся эти два интеллектуальных показателя в среднем находятся в пределах возрастной нормы, то у доброжелательных учащихся и понятийное логическое мышление, и понятийная категоризация в среднем превышают возрастной норматив и соответствуют уровню, необходимому для освоения гимназических программ.
Корреляционный анализ полученных данных позволил доказать, что развитие этих двух интеллектуальных операций связано не только с доброжелательной установкой, но и с адекватной самооценкой учащихся (индекс PO теста Фидлера — Ясюковой). Чем лучше у старшеклассника развиты понятийная категоризация и понятийное логическое мышление, тем ниже значения индекса PO, т.е. тем выше самокритичность. Причем хорошее развитие данных интеллектуальных характеристик помогает подростку объективнее оценивать как свои деловые, так и личные качества (Фидлер — Ясюкова, индексы PД и PЛ↓).
Таким образом, результаты исследования опровергают распространенное представление об одаренных учащихся как о детях с завышенной, неадекватной самооценкой, смотрящих на окружающих свысока. Напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что хорошее развитие у подростка интеллектуальных операций, обеспечивающих возможность успешного обучения в школе, способствует формированию адекватной самооценки и доброжелательной установки по отношению к окружающим. А недостаточный уровень развития интеллектуальных операций, которые необходимы для освоения гимназических программ, часто сочетается с неадекватной самооценкой и несправедливым отношением подростка к людям.
Однако нами были обнаружены значительные различия в механизмах социальной перцепции 10-классников в зависимости от выбранного профиля обучения. При переходе в старшую школу подростки разделились на три класса: технический (углубленное изучение математики, информатики и физики), гуманитарный (литературы и истории) и универсальный (математики и литературы). Описанные выше зависимости самооценки и коммуникативных установок от интеллектуальных способностей учащихся наблюдаются только в техническом и универсальном классах, а в гуманитарном классе достоверных различий в интеллекте доброжелательных и скептичных учащихся не обнаружено.
Причем сильнее всего доброжелательность и самокритичность зависят от интеллектуального развития подростков в техническом классе. Если у «универсалов» выявлены взаимосвязи этих личностных характеристик только с понятийным логическим мышлением и понятийной категоризацией, то в техническом классе на формирование доброжелательной установки и адекватной самооценки также влияют общий балл по тесту Амтхауэра (АО), метаматематические навыки и оперативная логическая память учащихся, сформированность у них операций образного синтеза и пространственного анализа (А5, А7, А8 и А9). Наиболее самокритичны те «технари», у которых выше уровень интеллекта в целом (АО), лучше отработаны стандартные приемы решения математических задач (А5), выше способность к формированию целостных представлений на основе отрывочной, неполной, несистематизированной информации (А7). Доброжелательнее относятся к окружающим подростки с более высоким уровнем интеллекта (АО) и те, у кого лучше развито пространственное мышление и память (А8 и А9). Кроме того, «технари» с хорошо развитым пространственным мышлением наиболее уверены в себе (Фидлер — Ясюкова, индексы СОД↑и СОО↑), и чем выше у них оперативная логическая память, тем менее они категоричны и субъективны в оценках людей (Фидлер — Ясюкова, индекс ASOО↓).
ПОДРОБНЕЕМетодика Л. А. Ясюковой (часть 3)Профилактика проблем обучения старшеклассников. Социализация и профессиональное самоопределение15500 руб
Можно объяснить столь различную роль интеллекта в формировании самооценки и коммуникативных установок учащихся трех классов следующим образом. Наиболее серьезные требования к интеллектуальному развитию учащихся предъявляют программы технического класса, далее по сложности программ идет универсальный класс, а требования программ (и учителей) к интеллекту «гуманитариев» минимальны. Поэтому учащиеся гуманитарного класса, интеллект которых не соответствует уровню требований гимназических программ математического цикла, вполне успевают по гуманитарным (облегченным) программам своего класса, получают хорошие оценки и не чувствуют себя хуже других. Следовательно, они не нуждаются в психологической защите, которая характерна для «универсалов» и «технарей». Уровень интеллекта учащихся технического и универсального классов может быть не ниже, чем у гуманитариев, но оказывается недостаточен для успешной учебы по более сложным, нежели у гуманитариев, программам. В этом случае неуспешному ученику приходится признавать превосходство одноклассников в освоении более сложных программ, но при этом он убеждает себя, что его одноклассники, может быть, и умнее, но у них множество других недостатков. Подчеркивая эти недостатки, критикуя товарищей, подросток таким образом самоутверждается и чувствует себя лучше. Вместо самокритичности и доброжелательности формируется неадекватная завышенная самооценка и общее скептическое отношение к людям, установка на подчеркивание и преувеличение их недостатков, что усложняет общение и не способствует развитию социального интеллекта.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что особенности поведения в стрессовых ситуациях тоже связаны с интеллектуальным развитием подростков. Нами не было обнаружено взаимосвязей между стрессоустойчивостью и интеллектом учащихся. Однако, во-первых, была выявлена прямая зависимость между математической интуицией учащихся и их способностью к рациональному разрешению конфликтов: чем выше результаты 10-классников по V субтесту теста Амтхауэра, тем более выражена у них установка на позитивное преобразование стрессовых ситуаций (Розенцвейг, N-P↑). Кроме того, у старшеклассников с более высоким общим уровнем интеллекта (АО) не выражена тенденция к формированию психологической защиты по типу «философского отношения к жизни» (Розенцвейг, М↓). Доказано, что люди с высокими значениями показателя М не склонны обвинять окружающих в своих неприятностях, но и своей вины за происходящее тоже не ощущают. Они считают, что никто не идеален, поэтому бессмысленно кого-либо в чем-то обвинять, да и жизнь так устроена, что во многих случаях от человека ничего не зависит. С одной стороны, такая «философская» позиция позволяет человеку легче переносить неприятности, однако, с другой стороны, она обычно сочетается со скептическим отношением к окружающим и мешает человеку учиться на своих ошибках. Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод о том, что, хотя одаренные 10-классники переживают из-за неприятностей примерно так же, как и их менее способные ровесники, высокий интеллект позволяет им рациональнее подходить к разрешению конфликтных ситуаций. Интеллект помогает учащимся объективнее оценивать свои поступки и поведение других людей и избежать формирования психологической защиты: негативный опыт общения с некоторыми людьми у интеллектуально развитых подростков не приводит к разочарованию в людях в целом.
Нас также интересовал вопрос, какое влияние оказывает интеллект на формирование системы жизненных ценностей учащихся. Использованная в исследовании методика Ясюковой позволяет определить, какие ценности являются доминирующими:
- приватные базовые человеческие ценности (здоровье, семья, друзья, любовь и пр.);
- прагматические ценности (материально обеспеченная жизнь, общественное признание, карьера, жизненная практичность и пр.);
- гедонистически-эгоистические ценности (свобода, независимость, умение использовать случай, развлечения, приятное времяпровождение и пр.);
- духовно-интеллектуальные ценности (интеллект, познание, творчество, реализация способностей, самосовершенствование, духовность, общение с искусством, эстетическое развитие и пр.);
- социально-культурные ценности (образованность, общая высокая культура, воспитанность, общительность, альтруизм, забота о всеобщем благе и пр.);
- морально-волевые ценности (смелость, воля, целеустремленность, честность, принципиальность, чистая совесть, чувство долга, ответственность и пр.).
Для того чтобы выяснить, какие жизненные ценности наиболее важны для подростка, ему предлагается список, из которого он должен выбирать наиболее для него значимые и ставить в начало списка, присуждая порядковые номера 1, 2, 3 и т.д., при этом те, которые не имеют значения, не важны, окажутся в конце списка и будут иметь номера 20, 21, 22, 23 и т.д., т.е. подростку предлагается произвести ранжирование списка по степени предпочтения. При обработке происходит группировка ценностей по типам и подсчитываются суммарные ранговые баллы по каждому типу ценностей. Если характеристики какой-либо группы ценностей попадают в основном в начало списка как наиболее важные для подростка, то они и получают наименьший ранговый балл. Чем ниже суммарный ранговый балл, тем важнее для подростка соответствующий тип жизненных ценностей.
Оказалось, что чем выше у учащихся уровень интеллекта в целом (АО) и лучше развиты понятийное мышление, математическая интуиция и образный синтез (А2, А3, А4, А5, А7), тем важнее для них духовно-интеллектуальные и морально-волевые ценности. Приватные базовые, прагматические и эгоистические ценности предпочитают менее интеллектуально развитые 10-классники. Закономерности такого рода были обнаружены не только в техническом и универсальном, но и в гуманитарном классе.
Согласно данным корреляционного анализа, сильнее всего интеллектуальное развитие учащихся влияет на значимость для них приватных базовых и духовно-интеллектуальных ценностей. Взаимосвязи между интеллектом и этими двумя комплексами ценностей показаны в корреляционной плеяде на рисунке 3.14. (При интерпретации следует учитывать, что чем ниже балл, тем более значимы соответствующие ценности, поскольку они в качестве приоритетных попадают в начало списков и в итоге имеют наименьший ранговый балл.) Отрицательная корреляция показывает, что приватные базовые и духовно-интеллектуальные ценности антагонистичны, не могут быть предпочитаемыми одновременно. Чем выше учащиеся ставят базовые личные ценности, тем менее важны для них ценности духовно-интеллектуального развития, и наоборот. Выбор между этими двумя группами ценностей зависит от общего уровня интеллекта учащихся (АО) и от того, насколько полноценно понятийное мышление старшеклассника (А2, А3, А4, т.е. интуитивный компонент понятийного мышления, логический компонент и понятийная категоризация). Только в том случае, если мышление полностью переходит на функционирование по понятийному принципу, у подростков возможно появление научных, духовных, творческих интересов, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Если же полноценное понятийное мышление к старшим классам не сформировано, то страдает не только успеваемость, но и внутренний мир подростков. Кругозор таких старшеклассников остается ограниченным, им не интересны ни наука, ни искусство, ни творчество, формируется классическая жизненная позиция обывателя. Кроме того, результаты исследования свидетельствуют о том, что абсолютное предпочтение базовых личных ценностей приводит не только к исключению духовно-интеллектуальных интересов, но и к пренебрежительному отношению к моральным нормам. Чем более значимы для подростка приватные базовые ценности, тем менее важны для него ценности морально-волевые: честность, чистая совесть, ответственность, чувство долга, самодисциплина.
Предпочтение прагматических ценностей также определяется сложившимся у старшеклассников типом интеллекта (см. рисунок 3.15)
Прагматические ценности предпочитают те учащиеся, у которых к 10-му классу сложилось не понятийное мышление, позволяющее осваивать науки, а только практический интеллект (A1 и A7), помогающий подросткам хорошо ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Такие учащиеся практичны, нацелены на карьеру и стремятся к материально обеспеченной жизни. К сожалению, согласно результатам корреляционного анализа, выбор прагматических ценностей тоже исключает ценности духовно-интеллектуальные и морально-волевые. Если же у подростка сформирована хотя бы одна операция понятийного мышления — интуитивный анализ (А2), то доминанты прагматических ценностей не образуется.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Уровень и тип интеллекта подростка определяют не только успешность обучения в школе, они также влияют на процесс социализации подростка в целом. Недостатки интеллектуального развития учащихся (несформированность понятийного мышления, недостаточно высокий уровень способностей, необходимых для обучения в специализированных классах) мешают установлению дружеских отношений со сверстниками и формированию адекватной самооценки, затрудняют выбор оптимальных стратегий поведения в стрессовых ситуациях и мешают учиться на своих ошибках. Интеллект во многом определяет и ценностные предпочтения старшеклассников. Только при гармоничном развитии интеллекта возможно появление у подростков духовно-интеллектуальных интересов. В противном случае либо доминирующей окажется позиция обывателя, либо при развитом практическом интеллекте верх возьмут прагматические ценности.
Таким образом, решающее значение для адаптации подростка в социуме имеет его интеллектуальное развитие. Оно влияет на такие показатели успешной социализации, как положительная адекватная самооценка, умение сотрудничать с окружающими людьми, рациональное поведение в конфликтных ситуациях, усвоение желательной с точки зрения социума системы жизненных ценностей. Согласно нашим данным, подростки, интеллект которых позволяет им без проблем осваивать школьную программу, сталкиваются с меньшими трудностями в процессе социальной адаптации.
Источник: Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. — С. 94–102.
Ясюкова Людмила Аполлоновна
кандидат психологических наук. Заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. Научный руководитель Центра «Диагностика и развитие способностей». Преподаватель Института практической психологии «Иматон».
Санкт-Петербург
Белавина Ольга Вячеславовна
старший преподаватель кафедры педагогической антропологии, гендерологии и фамилистики Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
Санкт-Петербург
Материалы по теме
Защитить ребенка от «информационной лавины»: об интернете Юлия Гиппенрейтер
03.08.2020
Учебно-методические пособия «Семьеведение» для учителей и школьников в открытом доступе
20.10.2021
«Доброе, традиционное и вечное»: специалисты обсудили вызовы воспитания
13.10.2021
О травле — подросткам, родителями и школьной администрации. Доступ к 3 книгам бесплатно!
07.10.2021
В. Путин о советниках по воспитанию: «Это должны быть, наверное, психологи»
05.10.2021
Блогер: «Чем заняты школьные психологи, если мы имеем уже не один такой случай стрельбы?»
22.09.2021
Как избежать вооруженных нападений в учебных заведениях?
21.09.2021
1 Сентября: советы психологов к новому учебному году
01.09.2021
Нейропсихология и школа
15.08.2021
Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
11.06.2021
Культурно-исторический подход к вопросам образования
19.05.2021
Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
03.05.2021