Лувр начал кампанию по сбору средств для приобретения искусно вырезанной камеи Венеры и Купидона из итальянского агата эпохи Возрождения, которая когда-то принадлежала Людовику XIV. Если кампания увенчается успехом, камея воссоединится с оригинальным резным камнем и чашей из позолоченного серебра впервые с тех пор, как она исчезла в частных коллекциях после Французской революции.
Камея, тщательно вырезанная из цельного агатового камня из Граубюндена, Германия, изображает Венеру в томном покое на раковине (возможно, той, в которой она родилась) с сыном Купидоном, свернувшись калачиком рядом с ней и держащим ее за руку. Резьба в полной мере использует естественные цветовые вариации и завихрения агата, чтобы противопоставить перламутровую бледную кожу Венеры насыщенным охрам раковины под ней. Камея обрамлена позолоченной серебряной каймой, а позолоченный лебедь с элегантно изогнутой шеей и распростертыми крыльями возвышается над любовной сценой матери и младенца.
Он был сделан в начале 17 века Джованни Амброджо Мизерони, потомком миланской семьи резчиков по твердому камню, чьи работы сотни лет ценились среди аристократии и знати Европы. (Император Священной Римской империи Рудольф II был так доволен их работой, что возвысил Джованни и его братьев примерно в то же время, когда была вырезана эта камея.) Мизерони установил камею в качестве крышки на резной агатовый кубок, который сам по себе был шедевром из твердого камня.
Камея впервые упоминается в исторических записях в 1661 году в описи огромной коллекции кардинала Жюля Мазарини после его смерти. В инвентарном листе судно описывается следующим образом:
Большая чаша в форме раковины, вырезанная из цельного куска германского агата, поддерживаемая позолоченным серебряным дельфином, помещенным на раковину, также из позолоченного серебра, с другой большой немецкой раковиной в качестве крышки, также в форме раковины, вырезанной с обнаженная Венера, лежащая на драпировке рядом с маленьким Амуром и украшенная серебряно-позолоченным ободком.
Это был один из трех самых ценных сосудов в коллекции Мазарини, и Людовик XIV приобрел все три сосуда после смерти кардинала. Они находились в королевской коллекции до 1796 года, когда стали жертвой недальновидного (мягко говоря) плана революционного правительства расплатиться с кредиторами натурой предметами из бывшей королевской коллекции. Чашка Мизерони исчезла в частной коллекции без следа и публикации почти на 200 лет.
За это время камея оторвалась от чашки. Чаша появилась на аукционе сама по себе в 1968 году и была приобретена Лувром. С тех пор он выставлен вместе с другими шедеврами каменного искусства в Галерее д'Аполлон.
Поскольку камея бесследно исчезла задолго до того, как ее удалось сфотографировать, о ней знали только по письменным описаниям. Когда утерянная камея была включена в каталог каменных сосудов королевской коллекции 2001 года, владелец узнал ее по описанию. Она была продана на аукционе в Лондоне в 2011 году, и тогда Лувр пытался, но не смог ее купить. Теперь у него есть еще один кусок яблока, и музей ставит перед собой высокие цели, поэтому на этот раз он не будет продаваться хуже. Общая стоимость составляет 2,6 миллиона евро. Цель общественного сбора средств — не менее одного миллиона евро до 25 февраля.