Или ТРОС БОУДЕНА. На самом деле, вы встречаетесь с ним регулярно, просто очень мало кто знает его собственное название.
Вспомните: в каждом первом современном велосипеде этот трос передаёт движение рычага или регулятора на руле к тормозам на колесе или звёздочкам переключателя скоростей. Есть он и в автомобиле, и в мотоциклах, и в мопедах, а раньше использовался фотографами для дистанционного нажатия на спуск. Но сейчас сигнал от пульта к камере передаётся бесконтактно, чего нельзя пока сделать с байками.
Суть изобретения очень проста: есть гибкая трубка, изготовленная, как правило, из спиральной проволоки (хотя и не обязательно), а внутри неё пропущен стальной тросик, который скользит туда-сюда. Тут потянул - а где-то там, далеко, что-то натянулось и сдвинулось. Тут отпустил - там ослабло.
Но уникальность БОУДЕН-ТРОСА ещё и в том, что его можно использовать для передачи вращения. Это очень актуально в стоматологии, ювелирном деле, слесарных работах, в спидометрах - словом, везде, где нужно заставить крутиться бур, диск, сверло, счётчик или что-либо ещё под самыми невероятными углами, залезая в самые невероятные закоулки.
Правда, в этом случае, скорее всего, существует риск наткнуться на один из многочисленных патентов - производных от БОУДЕН-ТРОСА в виде гибкого вала для передачи крутящего момента от мотора.
Название устройства недвусмысленно намекает на то, что к его созданию имеет отношение некий Боуден. Есть подозрение, что это британский бизнесмен и изобретатель сэр Фрэнк Боуден, 1-й баронет (30 января 1848 - 25 апреля 1921), основатель велосипедной компании Raleigh Bicycle Company.
Он начинал как помощник бакалейщика в Сент-Поле, Бристоль. Уже в 24 года умудрился сколотил состояние на фондовом рынке Гонконга. Но спустя всего несколько лет начал испытывать проблемы со здоровьем и переключился на путешествия. А когда туризм не помог, доктора посоветовали ему заняться велоспортом.
Будучи предпринимателем по натуре, Боуден тут же смекнул, что на велосипедах тоже можно заработать. И вложился в компанию Raleigh Cycle Co, приобретя контрольный пакет акций.
В общем, к 1896 году эта компания стала крупнейшим производителем велосипедов в мире. А когда в 1908 году грянул очередной финансовый кризис в Raleigh Cycle Co, Боуден обеспечил ее долги своим личным состоянием и стал полноправным владельцем.
В знак признания государственных заслуг перед своей страной во время Первой мировой войны Фрэнк Боуден был произведен в баронеты.