Дабы избежать обвинений в «спекуляциях» сразу же отметим – действительно, действие фильма «Зелёный сойлент» (1973) происходит в 2022 году, и сюжет связан с массовыми беспорядками. Хотя совершенно не это важно в данной выдающейся кинокартине.
Дабы понять, откуда режиссер Ричард Фляйшер почерпнул запас скепсиса, прямо-таки граничащего с антикапиталистической риторикой, надо учитывать, что начинал он свою карьеру в недрах нуара, жанра всё же социально критического (вспоминайте «Телохранителя», «Глиняного голубя» и «Женщину его мечты»). Хотя большей части публики это кинотворец, тем не менее, известен своими «Викингами» и «Рыжей Соней».
Итак, действие происходит в 2022 году, который в момент съемок фильма казался, хотя и не далеким, но всё-таки будущим. В данном случае мы имеем дело с «коктейлем» из нуара и социальной фантастики. Обычно когда смешивают эти жанры, то получают либо киберпанк, либо криминальную антиутопию. Однако в данном случае получился пред-апокалипсис.
Своего рода история, которая предшествует, например, тому, что описано в романе Дика об «электроовцах». Цивилизация ещё не рухнула, но находится уже на грани краха. Еды не хватает. Города затягивает пылью. На улицах стоит жуткая жара. Но ещё действуют законы, есть полиция, а сильные мира сего создают для себя «оазиса благоденствия», отгораживаясь высокими стенами от простых смертных.
История строится на расследовании смерти одного из таких богатеев. Дознание ведёт на редкость упрямый (а как же иначе в нуаре?) детектив Торн. К слову сказать, обреченность, с которой принял свою смерть бизнесмен Симонсон, невольно вызывает в памяти гибель «Шведа» из «Убийц» (1946).
Всем должно показаться, что это дело рук «залётного грабителя». Так думает даже «фурнитурщица» - девушка, которая является частью фешенебельной квартиры. Своего рода «элемент» увеселительного интерьера. Однако Торн неумолим, собственно как и окружающая его действительность.
Эро-триллер, на который претендовал Спилберг
Один из персонажей замечает по этому поводу: «Люди всегда были чудовищами, но мир раньше всё-таки был лучше». В фильме вообще очень много прозрачных подсказок, намекающих на «природу» заменителя еды, т.н. «зеленого сойлента». Например, компания, его производящая, называется «Холококс», что созвучно «холокосту».
Голову сломаешь: актриса или певица?
В итоге зрителю была предложена не просто критика капитализма, а демонстрация его «людоедской сути». Не удивительно, что советские киноведы встретили фильм хотя и сдержанно, но благожелательно.