.
.
.
Начал смотреть после программы Время сериал Казанова (снятый, в 2020 году) , и первое положительное качество этого сериала которое я бы отметил, состоит в том, что сериал неплохо снимает будничную скопившуюся тревогу перед сном, в то же время увлекает чисто по сюжету. Я не отношусь к сериалу так же требовательно, как к фильму. В сериале главное, актеры, атмосфера и сюжет, (остальное в сериале, даже психология, уже производны ,в отличие от фильма, где психология не так тесно связана с сюжетом или с увлекательным повествованием .) Однако , первое, что мне бросилось в глаза, что советский аферист, обольщающий и обкрадывающий высокопоставленных женщин, просто списан с образа Остапа Бендера в версии Арчила Гомиашвили сыгравшего "великого комбинатора" в 1971 году . Да и вор в исполнении Владимира Машкова (вспоминая фильм Вор 1997 года Павла Чухрая ) выглядел куда убедительнее. В остальном же, насколько в фильме точно отражен советский быт, вплоть до ковриков на стене, настолько же недостоверно отображены нравы людей тех лет .В ту пору, так откровенно себя люди (особенно , женщины) не вели. Конечно в эпоху СССР были и женщины свободных нравов, но так откровенно они себя вели лишь за семью дверями, или стенами.
Несколько раздражало, когда все героини одинаково с каким-то роковым восхищением отзывались об обаятельном проходимце, в котором ничего такого уж нет,, из-за чего из-за него можно было и вправду потерять голову, и которого слишком выдают его плутовская улыбка и глаза. Черта всех современных сериалов о СССР это фальшь в отображении нравов и манер .Пожалуй, именно эта фальшь и портит весь сериал. Однако, поскольку, сериал на фоне других неплох, хочется коснуться и его положительных сторон. К достоинствам картины я бы отнес интересный сюжет, и на мой взгляд удачный образ главной героини Полины Новгородцевой , лейтенанта милиции. Этому образу веришь. Такие женщины служившие в милиции и вправду в СССР были (пишу это потому, что сам состоял на учете милиции до 16 лет.) И главное, что смотреть сериал не скучно. Интересен и сам взгляд создателей фильма на свое творение.
Ниже, просто процитирую их слова в авторском оригинале.
« Наш фильм об одиночестве — и женском, и мужском, и вообще одиночестве в принципе — оно идёт из детства. Настоящий герой картины, с моей точки зрения, не Казанова, а собирательный образ всех женщин, которые встречаются ему на пути», так отозвался о своем детище Кирилл Белевич, режиссёр телесериала «Казанова». « Мой герой, наверное, лучший аферист Советского Союза, он обворовывает богатых женщин. И при этом он каждую искренне любит». Так заметил Антон Хабаров, исполнитель роли «Казановы». На удивление, пожалуй , даже точные слова. Точные потому, что они ничего не приукрашивают.
Наверное, так и был задуман данный фильм.
Однако, если говорить о моем впечатлении о картине в целом, даже, не знаю сам, с чего начать, в виду того, что в фильме слишком уж много чего намешано . Герой аферист ,подделывая документы так искусно проявляет себя , то в роли чуть ли не самого святого священника, то в роли сотрудника КГБ, то в роли подполковника, а то в амплуа театрального режиссера , после этого, так же искусно пропадая, словно обращаясь в ничто, или в некую летучую иллюзорную пыль в пустоте ,готовую собраться вновь в какой -нибудь образ, что поневоле, задумываешься, а где его подлинное я, и существует ли под текучей субстанцией его метаморфоз, какая -та реальность , или же, суть этого человека состоит в том, реальности никакой в нем нет, кроме пустоты?
И это не такой и отвлеченный вопрос.
Складывается впечатление, что герой слишком стремится воплотить мужской идеал той или иной женщины, что бы получив за то гонорар, вовремя скрыться. Наверное, главный вопрос человека с детства, кто я? Этот вопрос в детстве связан с любовью, и признанием . Но если ребенку недоставало родительской любви , взрослея он может всю жизнь разыгрывать чей –нибудь чужой идеал, что б его за этот идеал признали . Но герой это делает слишком уж талантливо, и корыстно, как будто его не существует наяву, как будто он снится своим избранницам, или лучше сказать жертвам - включая и ту, кто его ищет, не как возлюбленного, а как преступника.
Однако, находит его , вначале, как возлюбленного.
Невозможно не отметить, что на протяжении всего сериала, Игорь Апрельцев вспоминает детство, переживает он и брошенность матерью ,а так же вспоминает слова попивающего в несчастьи , отца, что все женщины- Иуды. Однако, так ли это? На протяжении всего Евангелия, мы видим, что когда Христа бросают апостолы и ученики, (от Христа отрекается Петр, и предает Иуда) женщины следуют за Христом, ни одна из женщин не предала Христа.
Следовательно, утверждение , что женщины -иуды, неверное.
Однако, у мужчины и женщины, разные программы. Женщина более природна и иррациональна, и более полно отдает себя любви, но программа женщины состоит в том что бы явить миру от мужчины самую идеальную жизнь , в образе своего ребенка (о том позаботилась природа) поэтому женщина всю жизнь ищет самого идеального спутника, будто сама природа в ней ищет своего спасителя, что бы разрешиться в рождении ребенка. Если мужчина в любви более романтичен, , женщина более избирательна и идеалистична в любви.
Романтизм знает мгновенье, идеализм же нацелен на грядущее.
Программа же мужчины состоит не в том, что бы явить идеальную жизнь, а просто дать как можно больше жизни, (в количестве возможных рожденных детей) что может послужить объяснением, почему мужчине зачастую нужна не одна, а много женщин. Женщина обретает себя в том, в ком она себя теряет. Мужчина же чаще теряет себя в той, в ком он обретает себя, ибо мужчине (как существу, куда менее домашнему) тесно в доме и в мире женщины .Это и составляет главное противоречие любви и отношений меж мужчиной и женщиной.
В этом смысле Казанова отчасти собирательный, хотя и негативный образ.
В самой же заключительной серии , приятно удивила сцена с молодым поэтом , чьи стихи в дальнейшем Казанова (он же Игорь Апрельцев) будет выдавать за свои... Молодой поэт в фильме и вправду похож на поэта , что очень сложно сыграть. Ни Безруков в роли Есенина, ни даже Леонардо де Каприо в роли Артюра Рембо на поэтов не были похожи.
А тут можно сказать потрясающее попадание в образ.
Стихи звучащие в фильме, нужно отметить, талантливые, но как бы написанные в начале шестидесятых, (что то среднее между молодым Рождественским и совсем юным Бродским) , слушая их я даже гадал, кто это мог бы быть? Может быть молодой Губанов, или молодой Охапкин? Кстати, оказалось, что стихи написал сам Хабаров , сыгравший главного героя.
Это не так и часто, когда актеры пишут хорошие стихи.
Удивило и то, что Казанову в конце фильма не ловят, ему удается скрыться. Наверное, потому, что женское милосердие выше закона. А еще наверное потому, что у главного героя картины судьба как у Каина, или у Летучего Голландца обреченного на вечные скитания, пока не найдет он свой последний покой. А это похуже любого наказания.
Какие еще я бы отметил достоинства этой картины?
В сериале Казанова создана яркая, и интересная атмосфера. Под веселую музыку (которая подобрана в сериале удачно) герой колесит по всей России, точнее говоря по всему Советскому Союзу, держа путь то в Сочи, то в Ереван, то обратно в Москву. Интересно, вспоминает ли он кого нибудь , кроме отца?. Даже тронуло место когда он бросил гору купюр в шапку нищему гармонисту, лишь потому что он напомнил герою своего отца…
Что- то человечное в нем все-таки осталось.
Что бы я сказал в завершении моего очерка? Наверное, все- таки, Казанова (в любой его инкарнации, включая и самую современную) противоположен Дону Кихоту. Дон Кихот хотя бы был роковым романтиком, ревностным католиком и рыцарем. В нем есть нечто старинное. Наконец, Дон Кихот слишком быстро открывает свое подлинное лицо.
Прятаться под чужими именами он не любит.
Но Дона Жуана , правда и сложно после Владимира Высоцкого (воплотившего образ Дона Жуана как то достоверно ) сыграть. Казанова как мне кажется, намного земнее и прагматичнее, и потому проще, и понятнее людям, особенно современным.
А с другой стороны, у каждой эпохи свои герои.