Найти тему
Black Maria Кино 🎬

"Я протестую!": 10 глупых клише из юридических драм

Оглавление

Юридические драмы - особый жанр кино. В зале судебных заседаний разыгрываются драмы, по эмоциональному накалу сильнее чем экшены и триллеры. К тому же истории о судах - это всегда запутанные интеллектуальные головоломки.

Но очень часто чтобы достичь максимальной зрелищности, юридические драмы прибегают к нереалистичным клише:

Ну ты ***, судья

Кадр из фильма "Правосудие для всех", 1979 г.
Кадр из фильма "Правосудие для всех", 1979 г.

Нередко накал страстей в юридических драмах так высок, что адвокат, видя действия несправедливого или купленного судьи, начинает просто кричать этому самому судье какой он нехорошой. Такое бывает только в кино, так как в реальности проявлять неуважение судье - это значит не только поставить крест на рассматриваемом деле, но и на своей карьере. К тому же после такой выходки придется самому оказаться на скамье подсудимых.

Бой насмерть

Кадр из фильма "Несколько хороших парней", 1992 г.
Кадр из фильма "Несколько хороших парней", 1992 г.

В киношных судах крики и чрезмерная эмоциональность - дело обычное. Когда адвокаты начинают допрашивать свидетелей другой стороны, на экранах разворачивается не допрос, а настоящий бой насмерть. Адвокат кричит из последних сил, допрашиваемый кричит еще громче. Все на пределе эмоций. Хотя в реальности такие эмоциональные диалоги не существуют - судья моментально остановил бы подобный допрос.

Сюрприз

Кадр из сериала "Защищая Джейкоба", 2020 г.
Кадр из сериала "Защищая Джейкоба", 2020 г.

Самый любимый прием юридических драм - это презентовать под конец истории совершенно неожиданный сюрприз. Вдруг выясняется, что существует какая-то улика, или какой-то свидетель, или какая-то запись, которые не просто влияют на ход слушания, а полностью и неоспоримо доказывают чью-то виновность или невиновность. Хотя в реальности практически все важные обстоятельства дела ясны до разбирательства и такие сюрпризы если и случаются, то невероятно редко. И чаще всего обнаруживаются уже после самого суда.

Наглядная демонстрация

Кадр из фильма "Убить пересмешника", 1962 г.
Кадр из фильма "Убить пересмешника", 1962 г.

Многие зрители очаровываются работой адвокатов, глядя на юридические драмы. Ими сложно не очароваться, ведь адвокаты зачитывают душераздирающие монологи и устраивают неподражаемые театральные постановки. Например, в "Убить пересмешника" адвокат неожиданно бросает стакан своему подзащитному. Тот его ловко ловит левой рукой и это свидетельствует, что он невиновен. Хотя в реальности такие демонстрации если и проводятся то явно не в формате театральной импровизации юристов, а строго в соответствии с официальными процедурами судебных разбирательств.

Упс

Кадр из фильма "Блондинка в законе", 2001 г.
Кадр из фильма "Блондинка в законе", 2001 г.

Еще один любимый прием, который раньше активно использовался в драмах, а теперь перекочевал в комедии - это когда адвокат настолько крут, что допрашиваемый свидетель сам в приступе ярости признается в своей виновности. На экране это выглядит очень зрелищно и неожиданно, но бывает ли такое в реальности?

Возражаю, ваша честь

Кадр из сериала "Форс-мажоры", 2011 г.
Кадр из сериала "Форс-мажоры", 2011 г.

Возражения и протесты в ответ на высказывания сторон - обыденная реальность судей. Они действительно звучат часто. Но во вселенной юридических драм к ним совершенно странное отношение. "Я возражаю, ваша честь" говорит прокурор. А адвокат продолжает свою яркую сверхэмоциональную речь как ни в чем не бывало. "Я возражаю" вторит прокурор. А адвокат все продолжает и продолжает. В реальности такого не бывает. Если произносится "Я возражаю", то все разговоры ставятся на паузу моментально.

Вы же решаете

Кадр из фильма "Филадельфия", 1993 г.
Кадр из фильма "Филадельфия", 1993 г.

Когда в юридической драме присутствует суд присяжных, то практически всегда их деятельность презентуется неправильно. Кинематографисты обожают вставлять в свои фильмы эпизоды, когда разгоряченный адвокат или прокурор обращается напрямую к присяжным. И делают они это в любой момент, когда им захочется. На самом деле напрямую к присяжным стороны обращаются лишь в своих вступительных и завершающих речах.

Молоток

Кадр из фильма "Суд на чикагской семеркой", 2020 г.
Кадр из фильма "Суд на чикагской семеркой", 2020 г.

Мало того, что стороны на суде не реагируют на возгласы "Возражаю!", они еще и частенько игнорируют судью. В порыве пафосных речей адвокаты вынуждают судью браться в очередной раз за молоток, чтобы остановить вакханалию. Но адвокаты реагируют с огромным запозданием, если речь начата, она не может быть остановлена ничем... В отличие от киношных судей, реальным редко когда приходится браться за молоток, чтобы достучаться до сторон. Обычно хватает слов.

Умнее умного

Кадр из фильма "Первобытный страх", 1996 г.
Кадр из фильма "Первобытный страх", 1996 г.

Во многих юридических драмах акцент поставлен не на сам процесс, а на характер взаимоотношений подсудимого с адвокатом или подсудимого со следователем. Практически всегда такие истории оборачиваются тем, что представитель закона верит в невиновность клиента, доказывает это в суде, но потом сам обнаруживает, что жестоко ошибался. Его перехитрил супер злодей.

Раз плюнуть

Кадр из сериала "Хорошая жена", 2009 г.
Кадр из сериала "Хорошая жена", 2009 г.

Ну и отдельно стоит отметить сериалы, главные герои которых - адвокаты. Герои малого экрана вообще творят чудеса. Любое дело они проворачивают за недельку, а вовсе не за годы, как бывает в реальности. Могут взяться за любого рода проблему. Зачем ограничивать себя какой-то отраслью права, если можно заниматься сразу всем? Ну а в более старых сериалах вроде "Перри Мэйсон" адвокаты были исключительно хорошими, поэтому и их клиенты вне зависимости от того, с какой проблемой они обратились, оказывались невиновными.

Какие клише в юридических драмах замечали? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )