Найти в Дзене
Судострой

Крейсер «Михаил Кутузов». Легенда, требующая ремонта

Давно хотелось рассказать о крейсере «Михаил Кутузов». Побывать на уникальном корабле автору блога «Судострой» удалось ещё полтора года назад. С тех пор на крейсере-музее мало что изменилось. Как не продвинулась и ситуация с ремонтом корабля.

Лёгкий артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов"
Лёгкий артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов"

Сегодня крейсер «Михаил Кутузов» является одной из знаковых достопримечательностей Новороссийска. Корабль можно увидеть у причала №33 морского вокзала. Отстояв небольшую очередь, желающие могут подняться на борт последнего представителя проекта 68бис.

Крейсер стоит у Новороссийского морского вокзала
Крейсер стоит у Новороссийского морского вокзала

Серия лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68бис была построена в Советском Союзе в послевоенное время. «Михаил Кутузов» является двенадцатым кораблём в серии из четырнадцати единиц и последним, сохранившимся до наших дней.

Основные характеристики крейсера проекта 68бис:

  • длина – 210 м;
  • ширина – 22,8 м;
  • осадка – 7,3 м;
  • полное водоизмещение – 17 тыс. тонн;
  • мощность – 124 тыс. л.с.;
  • скорость хода – до 33 узлов;
  • дальность плавания – 9000 миль;
  • автономность – 30 суток;
  • численность экипажа – 1200 человек.

«Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, достроен в августе 1954 года и принят в состав Черноморского флота в январе 1955 года.

Рядом с крейсером находится ещё одна достопримечательность Новороссийска – памятник жёнам моряков
Рядом с крейсером находится ещё одна достопримечательность Новороссийска – памятник жёнам моряков

За время службы до 1988 года корабль совершил 15 дальних походов и прошёл почти 212 тыс. миль. Крейсер успел поучаствовать в двух вооружённых арабо-израильских конфликтах в 1967 и 1973 годах в качестве запасного командного пункта военного советника СССР в Египте. Помимо этого, «Михаил Кутузов» стал местом встреч для руководителей разных стран. На его борту побывали главы Индонезии, Египта, Эфиопии, Ирана. Также крейсер использовался в качестве площадки для киносъёмок.

"Михаил Кутузов" в Новороссийске
"Михаил Кутузов" в Новороссийске

После завершения службы крейсер должен был пойти на слом, однако по инициативе совета ветеранов корабля был сохранен в качестве образца советского кораблестроения 1950-х годов. Хотя это далось не просто. Несмотря на то, что в 1996 году ЮНЕСКО включила крейсер «Михаил Кутузов» в каталог исторических музеев, в 1998 году было принято решение об утилизации корабля, для отмены которого потребовалось вмешательство премьер-министра РФ. В 2000 году крейсер был переведен из Севастополя в Новороссийск.

Кормовая часть корабля
Кормовая часть корабля

Сегодня по крейсеру проводятся экскурсии и некоторые особенности крейсера можно увидеть своими глазами.

Носовое якорное устройство
Носовое якорное устройство

Основное вооружение крейсера сосредоточено в четырёх башнях главного калибра МК-5бис. Калибр орудий составляет 152,4 мм. Несмотря на то, что заряжание было автоматическим, для обслуживания каждой башни требовалось порядка 50-60 человек.

Башни главного калибра
Башни главного калибра

Ещё одним оружием крейсера являются спаренные 37-мм зенитные установки В-11. На «Михаиле Кутузове» находятся 16 таких установок, предназначенных для поражения надводных и воздушных целей. Также на борту «Михаила Кутузова» расположены 30-мм зенитные установки АК-230.

Зенитные установки В-11
Зенитные установки В-11

По бортам расположены шесть башен универсального калибра СМ-5-1С. Они предназначены для стрельбы по морским, воздушным и береговым целям.

Установка СМ-5-1С
Установка СМ-5-1С

Если спуститься ниже, можно попасть в салон офицерского состава и в офицерскую кают-компанию. Во время службы сюда имели доступ только офицеры и вестовые, подающие пищу.

Офицерская кают-компания
Офицерская кают-компания
За происходящим на корабле уже почти 70 лет следит вождь мирового пролетариата
За происходящим на корабле уже почти 70 лет следит вождь мирового пролетариата

Можно получить некоторое представление и о бытовых условиях для экипажа. Например, вот так выглядит каюта офицеров. Спать приходилось на двухъярусной кровати.

Каюта офицеров
Каюта офицеров

В кубрике для матросов условия ещё более «спартанские». Кровати здесь трёхъярусные. Не во всех кубриках есть иллюминаторы.

Кубрик для матросов
Кубрик для матросов

Помимо места для сна, кубрик являлся и местом для приёма пищи. Всего на крейсере "Михаил Кутузов" предусмотрены 38 кубриков вместимостью от 20 до 80 человек.

Агитационные плакаты
Агитационные плакаты

Также можно увидеть медицинский блок. На крейсере «Михаил Кутузов» есть операционная, постоперационная и лазарет.

Медицинский блок
Медицинский блок

Помещение на фото ниже называется «бытовая комната». Судя по оснащению, здесь моряки могли привести в порядок свою одежду.

Бытовая комната
Бытовая комната

На этом открытые для посетителей помещения заканчиваются. Продолжить изучение крейсера можно с палубы или с берега.

Вид на корму с берега
Вид на корму с берега

Напоследок, немного о проблемах. Как и любому, находящемуся на воде судну или кораблю, крейсеру необходимо периодически проходить докование, во время которого производится осмотр и ремонт подводной части корпуса. Последний раз «Михаил Кутузов» проходил эту процедуру в 2001 году, что для южных морей считается уже большим сроком.

Вид на левый борт
Вид на левый борт

Докование не проводится из-за отсутствия финансирования. Несмотря на то, что «Михаил Кутузов» является филиалом Центрального военно-морского музея (ЦВММ) министерства обороны, корабль, в отличие от того же крейсера «Аврора», не входит в состав ВМФ, и потому не может финансироваться из средств гособоронзаказа. Крейсер «Михаил Кутузов» содержится как объект культуры, поэтому руководству музея приходится искать дополнительное финансирование для поддержания корабля на плаву.

Особые опасения у руководства музея вызывает состояние кормы
Особые опасения у руководства музея вызывает состояние кормы

Впрочем, как обнадёжило в начале прошлого года руководство ЦВММ, проблему срочного ремонта планируется решить в 2021-2022 годах. 2021-й год уже прошёл. Осталось дождаться, пройдёт ли докование в этом году. На этом фоне высказываются предложения вернуть крейсер в Севастополь, где он изначально базировался. Пока что «Михаил Кутузов» остаётся одним из символов Новороссийска.

Крейсер "Михаил Кутузов" на фоне гор
Крейсер "Михаил Кутузов" на фоне гор