Давно хотелось рассказать о крейсере «Михаил Кутузов». Побывать на уникальном корабле автору блога «Судострой» удалось ещё полтора года назад. С тех пор на крейсере-музее мало что изменилось. Как не продвинулась и ситуация с ремонтом корабля.
Сегодня крейсер «Михаил Кутузов» является одной из знаковых достопримечательностей Новороссийска. Корабль можно увидеть у причала №33 морского вокзала. Отстояв небольшую очередь, желающие могут подняться на борт последнего представителя проекта 68бис.
Серия лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68бис была построена в Советском Союзе в послевоенное время. «Михаил Кутузов» является двенадцатым кораблём в серии из четырнадцати единиц и последним, сохранившимся до наших дней.
Основные характеристики крейсера проекта 68бис:
- длина – 210 м;
- ширина – 22,8 м;
- осадка – 7,3 м;
- полное водоизмещение – 17 тыс. тонн;
- мощность – 124 тыс. л.с.;
- скорость хода – до 33 узлов;
- дальность плавания – 9000 миль;
- автономность – 30 суток;
- численность экипажа – 1200 человек.
«Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, достроен в августе 1954 года и принят в состав Черноморского флота в январе 1955 года.
За время службы до 1988 года корабль совершил 15 дальних походов и прошёл почти 212 тыс. миль. Крейсер успел поучаствовать в двух вооружённых арабо-израильских конфликтах в 1967 и 1973 годах в качестве запасного командного пункта военного советника СССР в Египте. Помимо этого, «Михаил Кутузов» стал местом встреч для руководителей разных стран. На его борту побывали главы Индонезии, Египта, Эфиопии, Ирана. Также крейсер использовался в качестве площадки для киносъёмок.
После завершения службы крейсер должен был пойти на слом, однако по инициативе совета ветеранов корабля был сохранен в качестве образца советского кораблестроения 1950-х годов. Хотя это далось не просто. Несмотря на то, что в 1996 году ЮНЕСКО включила крейсер «Михаил Кутузов» в каталог исторических музеев, в 1998 году было принято решение об утилизации корабля, для отмены которого потребовалось вмешательство премьер-министра РФ. В 2000 году крейсер был переведен из Севастополя в Новороссийск.
Сегодня по крейсеру проводятся экскурсии и некоторые особенности крейсера можно увидеть своими глазами.
Основное вооружение крейсера сосредоточено в четырёх башнях главного калибра МК-5бис. Калибр орудий составляет 152,4 мм. Несмотря на то, что заряжание было автоматическим, для обслуживания каждой башни требовалось порядка 50-60 человек.
Ещё одним оружием крейсера являются спаренные 37-мм зенитные установки В-11. На «Михаиле Кутузове» находятся 16 таких установок, предназначенных для поражения надводных и воздушных целей. Также на борту «Михаила Кутузова» расположены 30-мм зенитные установки АК-230.
По бортам расположены шесть башен универсального калибра СМ-5-1С. Они предназначены для стрельбы по морским, воздушным и береговым целям.
Если спуститься ниже, можно попасть в салон офицерского состава и в офицерскую кают-компанию. Во время службы сюда имели доступ только офицеры и вестовые, подающие пищу.
Можно получить некоторое представление и о бытовых условиях для экипажа. Например, вот так выглядит каюта офицеров. Спать приходилось на двухъярусной кровати.
В кубрике для матросов условия ещё более «спартанские». Кровати здесь трёхъярусные. Не во всех кубриках есть иллюминаторы.
Помимо места для сна, кубрик являлся и местом для приёма пищи. Всего на крейсере "Михаил Кутузов" предусмотрены 38 кубриков вместимостью от 20 до 80 человек.
Также можно увидеть медицинский блок. На крейсере «Михаил Кутузов» есть операционная, постоперационная и лазарет.
Помещение на фото ниже называется «бытовая комната». Судя по оснащению, здесь моряки могли привести в порядок свою одежду.
На этом открытые для посетителей помещения заканчиваются. Продолжить изучение крейсера можно с палубы или с берега.
Напоследок, немного о проблемах. Как и любому, находящемуся на воде судну или кораблю, крейсеру необходимо периодически проходить докование, во время которого производится осмотр и ремонт подводной части корпуса. Последний раз «Михаил Кутузов» проходил эту процедуру в 2001 году, что для южных морей считается уже большим сроком.
Докование не проводится из-за отсутствия финансирования. Несмотря на то, что «Михаил Кутузов» является филиалом Центрального военно-морского музея (ЦВММ) министерства обороны, корабль, в отличие от того же крейсера «Аврора», не входит в состав ВМФ, и потому не может финансироваться из средств гособоронзаказа. Крейсер «Михаил Кутузов» содержится как объект культуры, поэтому руководству музея приходится искать дополнительное финансирование для поддержания корабля на плаву.
Впрочем, как обнадёжило в начале прошлого года руководство ЦВММ, проблему срочного ремонта планируется решить в 2021-2022 годах. 2021-й год уже прошёл. Осталось дождаться, пройдёт ли докование в этом году. На этом фоне высказываются предложения вернуть крейсер в Севастополь, где он изначально базировался. Пока что «Михаил Кутузов» остаётся одним из символов Новороссийска.