Найти тему
Bellalavanda

Битва бывшей императрицы и Советского Союза за церковь

Датская принцесса, императрица Российской Империи, вдовствующая императрица и в конце своей жизни – бывшая императрица и мать бывшего императора, практически приживалка при датском дворе. Но даже в эти тяжелейшие времена Мария Федоровна, супруга Александра III, не изменяла себе и сохраняла характер.

Великая Княгиня Мария Федоровна, худ. Н. Ботагский, 1872г.
Великая Княгиня Мария Федоровна, худ. Н. Ботагский, 1872г.

В 1919 году Мария Федоровна навсегда покинула Россию на борту английского военного корабля «Мальборо». Несколько месяцев она провела в Великобритании, а после приехала в Данию, где у нее была вилла Видёре, купленная несколько лет назад напополам с сестрой, английской королевой Александрой.

Мария Федоровна на борту корабля "Мальборо" покидает Россию, 1919 г.
Мария Федоровна на борту корабля "Мальборо" покидает Россию, 1919 г.

Вдовствующая императрица четко выражала свою позицию и была недовольна политикой своего племянника Кристиана X. Особенно их отношения обострились, когда Литвинов, дипломатический представитель Советского Союза, который Мария Федоровна не признавала, получил разрешение на въезд в Данию и ведение официальных переговоров.

В 1924 году Дания признала Советский Союз, после чего большевики предъявили права на церковь Александра Невского, находящуюся в Копенгагене.

Император Александр III и Мария Федоровна,
Император Александр III и Мария Федоровна,

Эта русская церковь была построена императором Александром III в 1883 году и Мария Федоровна всячески способствовала строительству. Теперь же церковь являлась пристанищем и утешением для множества русских эмигрантов, оказавшихся в Копенгагене.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и её камер-казак Тимофей Ящик в Копенгагене около церкви Александра Невского, 1 января 1924 г.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и её камер-казак Тимофей Ящик в Копенгагене около церкви Александра Невского, 1 января 1924 г.

Община как могла сопротивлялась тому, чтобы церковь была передана государству, объявившему себя атеистическим. Мария Федоровна, активная участница жизни прихода, писала сестре Александре:

«Представь себе, эти мeрзaвцы большевики решили отобрать у нас русскую церковь, которая служит единственным утешением для бедных эмигрантов здесь, в Копенгагене. Они уже заявили священнику, чтобы он незамедлительно оставил свое жилье. К счастью, дело на настоящий момент удалось приостановить, оно будет рассматриваться в суде и есть надежда, что требования этих кaнaлий не удовлетворят. Все это просто ужасно и возмутительно и все.. охвачены страхом, что мы лишимся нашей прекрасной церкви! Я всегда считала ее нашей собственной, ведь построил ее мой возлюбленный Саша. Но после революции она отошла к дип-миссии…. Все настоящие христиане Дании стараются разными способами помочь нам, и это так прекрасно и так трогательно. Бог даст, мы сможем вырвать дорогую нам церковь из лап этих исчадий ада. Вот результат того, что здесь, как и в Англии, совершили ужасную ошибку и признали этих убийц и преступников...»
Мария Федоровна в эмиграции
Мария Федоровна в эмиграции

Суд признал за советским союзом право собственности на церковь Александра Невского, но община активно подавала несколько обжалований. В результате этой борьбы в 1925 году Верховный суд вынес решение, что русская приходская община Копенгагена имеет право пользоваться церковью, а право собственности установить так и не смогли.

Это была победа Марии Федоровны. Она сумела отстоять хотя бы ту толику дорогого ей, что еще оставалось.

До сих пор в церкви Александра Невского в Копенгагене проводят русские службы. В ней же в 1928 году состоялось отпевание императрицы Марии Федоровны.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо за лайки!