Найти тему
Валерий Грачиков

Как загреметь за любовь на Камчатку в ссылку на 11 лет. А потом вернуться и стать генералом

Смотрели ли вы, мои читатели, сериал «Михайло Ломоносов»? Там в третьей серии есть один небольшой, но интересный эпизод. О нем мы сейчас немного подробнее и поговорим.

По разному складываются судьбы тех, кому доводилось отведать царской немилости и загреметь в ссылку в Сибирь, а то и дальше. Одни ломались, другие – не сдавались как, например, Миних. Третьи устраивались даже в самых далеких краях, где и людей-то толком не было. Как Алексей Шубин – наверное, самый первый из тех, кого сослали не в Сибирь, а вообще отправили с глаз долой – на Камчатку.

Причем такое счастье прапорщику Шубину свалилось из-за большой любви. Ну и политики тоже. Потому что если ты крутишь любовь с девушкой, которая при определенном раскладе может и императрицей оказаться, то от любви до политики – недалеко.

Так вот в сериале «Михайло Ломоносов» в одном из эпизодов показали, как Шубин подносит ковш с водой цесаревне Елизавете и закадровый голос рассказывает, что это был последний день их романа. Потом Шубина схватили и сгинул он на Камчатке, потому что Анна Иоанновна боялась, что «дщерь Петрова» подвинет ее с трона.

Разные есть мнения по этому поводу. И вообще говоря, вполне уместна версия, что Анна Иоанновна всерьез испугалась, что Елизавета тайно выйдет замуж за Шубина. И это обернется большим скандалом. Потому как не ровня какой-то там прапорщик Семеновского полка дочери Петра Великого, верной исполнительницей заветов которого Анна была все десять лет своего правления. Не должен какой-то там мелкопоместный дворянчик жениться на цесаревне. А у Елизаветы с Шубиным видно все зашло более чем далеко.

Конечно, нельзя списывать со счетов и то, что Анна Иоанновна прекрасно понимала, что любовь цесаревны и гвардейца, гвардия оценит по достоинству. И надеяться на верность опоры трона в таком случае не стоит. Тем более, что вслед за бывшей курляндской герцогиней, ко двору потянулись и остзейские немцы. Их было не так много, как порой нам представляют талантливые писатели вроде Пикуля. Но все дело в том, что все эти немцы оказывались на ключевых постах, что конечно не радовало ни гвардейцев, ни русскую знать.

Поэтому Шубина оперативно отправили сначала в Ревель, мол, перевели в другой гарнизон службу служить. А уже оттуда, заслали куда Макар телят не гонял – на Камчатку, которую на тот момент еще и открыть толком не успели, не говоря уж о каком-то внятном освоении и заселении. Тем не менее, Шубина загнали в те далекие края, в Верхнекамчатский острог.

-2

Для пущей слезливости принято рассказывать еще и то, что Шубина там насильно женили на камчадалке. Чтобы знал свое место, нечего свой рот на цесаревну разевать. Но по другим данным вовсе и не насильно его женили, это потом для романтизма придумали. И женился Шубин не на камчадалке, а на сосланной русской крестьянке. Что там было на самом деле – непонятно. Понятно только, что жена у Шубина на Камчатке была.

А вот цесаревна Елизавета своего милого друга не забыла. И начала попытки вернуть его назад как только не стало Анны Иоанновны. Сначала получила разрешение у Бирона, который, к слову, всегда относился к цесаревне очень хорошо. Потом у Анны Леопольдовны. А потом, после того, как Елизавета поинтересовалась у гренадер, помнят ли они, чья она дочь, ей уже ни у кого ни о чем просить стало не надо, достаточно просто приказать.

Вот Елизавета и приказала – найти Шубина и вернуть в Петербург.

-3

И что характерно нашли. Хоть и не сразу. И заслали его далеко. И имя свое назвать не велели. Но узнав, что правит теперь Елизавета, Шубин резонно рассудил, что старые приказы теперь отменяются. И в 1743 году его вернули в Петербург.

Там сразу наглядно стало ясно, что Елизавета Петровна своих сердечных друзей не забывает. Потому что Шубин «за невинное претерпение» сразу стал генерал-майором, премьер-майором и кавалером ордена Александра Невского. Ну и имения тоже получил в подарок.

Но вот только близ Елизаветы Петровны место было уже занято. За 11 лет все меняется. И хоть она и помнила свою давнюю любовь, но сердце ее теперь принадлежало другому мужчине. Тоже не слишком знатного происхождения. Точнее совсем не знатного. Алексей Разумовский его звали. Впрочем, Елизавету Петровну, как и ее отца, вопросы родословных мало волновали, если человек был хороший. А Разумовский видно был очень хорош, раз Елизавета Петровна по неподтвержденным данным тайно вышла за него замуж.

Так что в 1744 году Шубин, ставший к тому моменту генерал-поручиком, предпочел выйти в отставку и уехать в свои имения. Благо теперь ему было, где устроиться с удобством. Впрочем, по другой версии, в отставку он вышел не потому что был недоволен тем, что у Елизаветы теперь другие фавориты и не потому что мешал этим фаворитам, а потому что здоровья одиннадцать лет на Камчатке ему не прибавили. И пора было отправляться на покой.

Вот такая история о любви через годы и тысячи километров.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.