Для тех, кто подзабыл историю, советские ученые не только открыли человечеству космос, но и «проложили дороги» для последующих исследователей в Арктике и Антарктике. И техника там требовалась не менее специфическая и надежная, чем космические корабли. Любая поломка, любая неисправность или просчет разработчиков – а за бортом мороз до минус восьмидесяти, и до ближайшего ремонто-пригодного места сотни и сотни километров.
Разумеется, к покорению Антарктики у ученых уже были наработки такой техники, в основном военные – это артиллерийские тягачи АТ-Т. Созданные на базе танка Т-54, суровые, могучие и устрашающие, тягачи немало трудились в самых труднопроходимых районах (и в Антарктике, в том числе). Но вот для экспедиций, рассчитанных на месяцы работы, даже такой машины оказалось недостаточно – все же людям нужен был хоть какой-то минимальный комфорт для столь длительных и тяжелых «командировок».
В 1957 году Министерств общего машиностроения и авиационной промышленности СССР разместила заказ на Харьковском заводе тяжелого машиностроения для разработки и постройки настоящего дома для ученых с особой проходимостью. Так родился проект «Изделия 404», известного во всем мире под именем «Харьковчанка». И, хотя опыта создания именно таких машин еще не было, сам заказ был решен в кратчайшие сроки – за три месяца.
В техническом задании указывалась необходимость обеспечить машину утепленным кузовом автобусного типа, имевшим не менее 30 кв.м площади, оборудованным местами для 6 кроватей, кухни, местом под аппаратуру, местом водителя, тамбуром и сушилкой для одежды. При этом проходимость и грузоподьемность должна была оставаться не менее высокими, чем у АТ-Т.
В основу шасси «Изделия 404» легло основательно переделанное и доработанное шасси от АТ-Т, конструкторы добавили по два катка на каждую сторону, траки сделали шире (для снижения давления на снег) и добавили специальные снеговые зацепы (и все это в ширину составляло метр). Но даже расширенное и увеличенное шасси позволило разместить кузов всего 28 кв.м, высота составляла чуть больше двух метров. Изготовленный из дюралюминия кузов имел восемь слоев изоляции специальной ватой.
Несмотря на уменьшение квадратуры, кузов вмещал в себя два места управления (водитель и штурман), кухню, санузел, целых 8 спальных мест, специально разработанный отопитель (производительностью 200 кубических метров горячего воздуха в час) и место для приборов и радиостанции. Разработчики так же предусмотрели возможность доступа к двигателю непосредственно из кузова. Это обернулось тем, что экипажу приходилось дышать частью выхлопных газов, так как обеспечить полную герметичность салона не удалось.
Зато установленный дизельный двигатель мощностью 520 л.с. (а с турбонаддувом выдававший 995 л.с.) позволял тащить не только вес «Харьковчанки» (а это 35 тонн), но еще и семидесятитонный прицеп, со скоростью до 30 км/ч на расстояние до полутора тысяч км! Длинной восемь с половиной метров и шириной три с половиной метра «Харьковчанка» возвышалась над поверхностью на четыре метра.
Пять машин прибыли в Антартиду в начале 1959 года. После наладки и подготовки 10.02.1959 экспедиция «Харьковчанок» к Южному полюсу стартовала из Мирного, и через полтора месяца достигла его, преодолев 2700 км, абсолютно нереальных и невозможных… как казалось! Но разве может быть что-то невозможное, если есть желание, умение и отличная техника, сделанная настоящими профессионалами?
В 1974 году появилась модернизированная версия вездехода - «Харьковчанка-2». Она имела внешнюю капотную кабину, герметизированный жилой модуль, модифицированную теплоизоляцию из более современных материалов. А третьей версии вездехода судьба появиться не дала.
Одна из первых «Харьковчанок», №22, стоит на вечной стоянке, на станции Прогресс.
Видео с YouTube канала History in Episodes. Сюжет киножурнала, 1958 г.
Фото из открытых источников сети Интернет
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!