Найти в Дзене
Black Maria Кино

Как научная фантастика изображает пришельцев: история поджанра

Страх скрытого или открытого вторжения врагов, которые способны уничтожить нашу жизнь - это базовый страх общества. И у каждой эпохи этот страх находит свое отражение.

Сюжет о вторжении инопланетных захватчиков начался с романа Герберта Уэллса "Война миров" 1897 г. Он рассказал историю нападения расы злобных могущественных умных и хладнокровных существ на человечество, стремящееся уничтожить людей без всякого мотива. Геберта Уэллса вдохновил в свое время британский колониализм. Он представил себя на месте колонизируемых и отметил, что приход английской армии воспринимается аборигенами также, как если бы они встретились с марсианами. Также в основе романа "Война миров" лежат актуальные для того времени научные исследования - микробиология сделала огромный скачок в своем развитии. И в своем романе Герберт Уэллс спас человечество с помощью низших форм жизни.

В 1938 г. тема вторжения врагов была как никогда актуальна для Америки. Орсон Уэллс создал радиопостановку по мотивам "Войны миров". Она включала в себя реалистичные новостные сообщения и не на шутку испугала слушателей. До сих пор эта постановка имеет статус самого знаменитого радиоспектакля.

Кадр из фильма "Война миров", 1953 г.
Кадр из фильма "Война миров", 1953 г.

В 1950-х новый страх западного мира воплотился в угрозе коммунизма и советских захватчиков. А в кино вновь приобрел форму "Войны миров" - дорогой и зрелищной экранизации 1953 года.

Кадр из фильма "День независимости", 1996 г.
Кадр из фильма "День независимости", 1996 г.

Спустя 40 лет "Война миров" вдохновила Роланда Эммериха на создание "День независимости" 1996 г. Это была история о нападении инопланетян, взрывающих Белый дом, и имеющих намного более совершенное вооружение. Несмотря на то, что это был зрелищный фильм со спецэффектами, развязка фильма имела отсылку к традиционной "Войне миров". Вновь вирус спасал человечество, но в не биологический, а компьютерный.

Кадр из сериала "Доктор Кто", 1963-... г.
Кадр из сериала "Доктор Кто", 1963-... г.

Любой научно-фантастический фильм о вторжении пришельцев отражает актуальные страхи и особенности поколения. Но есть и универсальные истории. Британский сериал "Доктор Кто" уже почти 60 лет рассказывает истории о столкновении людей с разными расами. В сюжете этого проекта есть два вида грозных захватчиков - далеки и киберлюди. Далеки - это металлические существа, безжалостные, не имеющие антропоморфных признаков и желающие уничтожить человечество. Киберлюди - страшные киборги, которые когда-то были людьми, но стали создавать себе искусственные тела. Они основаны на идее, что получая донорские органы, можно заменить все тело и впоследствии потерять свою человечность. Киберлюди стремятся не уничтожить людей, а сделать их такими же как они.

Истории о космических захватчиках могут приобретать разные формы - одни пытаются нас уничтожить, другие переделать. Но и захват может быть разным - в очевидной или в неочевидной, тайной форме.

Кадр из фильма "Нечто", 1982 г.
Кадр из фильма "Нечто", 1982 г.

В начале 1950-х на фоне паранойи вокруг коммунизма и политики сенатора Маккарти появились истории о захватчиках, замаскированных под людей. В 1938 г. Джон Вуд Кэмпбелл-мл. издал повесть "Кто идет?", рассказывающую о сотрудниках арктической экспедиции, понимающих, что в кого-то из них вселилось нечто жуткое. Это произведение получало дважды громкие экранизации -"Нечто" 1951 г. и 1982 г. Причем разобраться кто из героев является пришельцем, им помогала именно наука.

Кадр из фильма "Вторжение похитителей тел", 1955 г.
Кадр из фильма "Вторжение похитителей тел", 1955 г.

Но еще более жуткими стали истории о том, что любой сосед или родственник может оказаться пришельцем. В 1955 г. огромный успех получил фильм "Вторжение похитителей тел", основанный на романе Джека Финнея "Похитители плоти". Тут инопланетяне не просто уничтожали людей, но забирали их души.

Кадр из сериала "Секретные материалы", 1993-2018 г.
Кадр из сериала "Секретные материалы", 1993-2018 г.

К началу 1990-х Холодная война и страх коммунизма исчезли. Новым объектом паранойи стало правительство - после Уотергейтского скандала люди перестали доверять власти. Именно тогда стартовал успешный научно-фантастический сериал "Секретные материалы" 1993-2018 г. Агенты ФБР разбираются в необъяснимых явлениях и узнают о заговоре правительства с внеземными захватчиками. А сюжеты серий основывались на рациональных научных гипотезах.

Наука часто была не только спасением, но и угрозой. В научной фантастике множество историй основано на разрушительной силе науке. Монстры, разрушающие планету были порождением либо атомной энергии, либо вышедших из под контроля экспериментов.

Кадр из фильма "Чудовище с глубины 20000 морских саженей", 1953 г.
Кадр из фильма "Чудовище с глубины 20000 морских саженей", 1953 г.

В 1953 г. появился американский фильм "Чудовище с глубины 20000 морских саженей", рассказывающий о пробуждении динозавра в результате ядерных испытаний. Но огромную популярность приобрела японская история "Годзилла" 1954 г. - она имела реальные исторические отсылки к событиям атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В этих фильмах отразился страх атомного апокалипсиса и смертельной радиации. Истории о Годзилле постоянно живут в кинематографе, подпитываясь этими страхами.

Кадр из фильма "Парк Юрского периода", 1993 г.
Кадр из фильма "Парк Юрского периода", 1993 г.

В 1990-х годах страх атомной войны ослаб, но истории о крупных научных исследованиях остались. В 1990 г. Майкл Крайтон издал "Парк Юрского периода" - роман об ученых, сумевших возродить динозавров к жизни. Тогда генная инженерия гремела о своих находках и спустя 3 года Стивен Спилберг выпустил успешную экранизацию. Благодаря компьютерным спецэффектам стаи динозавров выглядели устрашающе и невероятно реалистично. Развитие компьютерных технологий перенесло истории о захватчиках Земли на новый уровень - теперь они действительно выглядели убедительно.

Но истории о пришельцах и неведомых монстрах - это не всегда страшные истории о захватчиках и поработителях. Научная фантастика также задается вопросом о вероятности, что пришельцы придут на Землю с миром.

Желание людей разгадать тайны космоса, узнать о других жизнях и увидеть пришельцев побудили фантастов изучать мирные варианты встречи человечества и пришельцев.

Кадр из фильма "Инопланетянин", 1982 г.
Кадр из фильма "Инопланетянин", 1982 г.

"Близкие контакты третьей степени" 1977 г. Стивена Спилберга, также как его "Инопланетянин" 1982 г. заставили зрителей ждать инопланетян не со страхом, а с интересом. Пришельцы в этих фильмах оказались добрыми, невинными, уязвимыми и безобидными. Встреча с ними - это чудо. В первой ленте человек отправляется на инопланетный корабль, а вто втором инопланетянин застревает в мире людей. Эти фильмы создали вызов традиционной фантастике и подняли вопрос о возможности взаимоотношений между землянами и пришельцами.

Урбанизм и развитие крупных городов, в которых сосуществую люди из разных культур и рас приобрело выражение в историях, где пришельцы - это мигранты, живущие среди людей.

Кадр из фильма "Люди в черном", 1997 г.
Кадр из фильма "Люди в черном", 1997 г.

Комедия "Люди в черном" 1997 г. рассказывала историю правительственных сотрудников, которые контролировали и регулировали деятельность инопланетян, тайно проживающих среди людей. Пришельцы тут не угроза человечеству.

Кадр из фильма "Район № 9", 2009 г.
Кадр из фильма "Район № 9", 2009 г.

"Район № 9" 2009 г. показал вариант открытого сосуществования людей и пришельцев. Инопланетян тут боятся, не принимают и не понимают. Фильм стал яркой метафорой апартеида, миграционной политики и социально-экономического неравенства. Чем больше люди угнетают пришельцев, тем более человечными выглядят инопланетяне и менее человечными выглядят люди.

Источник информации: Документальный сериал "Реальная история научной фантастики", BBC, 2014 г.

Еще по теме:

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )