Зубодробительный барабанщик, который мог бы стать искусным мастером джаза, Джон Бонэм способствовал росту Led Zeppelin, превратив банду в величайшую рок-группу.
“Ладно, ребята, барабанщик начинает свое соло – пора идти в бар… Подождите минутку, что это, черт возьми, такое? Это не соло на барабанах. Это трансцендентный опыт". Вот что вы получаете, слушая Led Zeppelin - не просто "Лестницу в небо", но полную и абсолютную трансцендентность. И огромной частью этого был барабанщик Джон Бонэм, который за чуть более десять лет работы в группе не только возвел рок-драмминг в ранг искусства, но и поднял планку так высоко, что спустя четыре десятилетия после его смерти он все еще остается величайшим барабанщиком всех времен. А его соло на барабанах? Оно иногда длились более 20 минут. Он назвал его Моби Дик, в честь вымышленного кита Германа Мелвилла. Трудно придумать более подходящеее название для музыкального произведения, которое само, казалось, поднималось из глубины, готовое сокрушить все на своем пути.
“Мне больше нравилась их музыка”: о присоединении к Led Zeppelin.
Родившийся в Реддиче, Вустершир, 31 мая 1948 года, Джон Бонэм начал играть на барабанах в возрасте пяти лет, на импровизированной ударной установке из банок из-под кофе и других контейнеров, которые он нашел дома. К тому времени, когда Роберт Плант начал разговаривать с барабанщиком, пытаясь убедить его присоединиться к новой группе, которую он создал вместе с гитаристом Джимми Пейджем, Бонэм играл в нескольких местных бирмингемских группах, включая собственную группу Планта Band Of Joy и рассматривал предложения от британских рокеров Джо Кокера и Криса Фарлоу. Led Zeppelin, возможно, были более рискованной ставкой, но тогда Бонэм не боялся рисковать и, кроме того, ему “больше нравилась их музыка”. Именно поэтому он полетел в США в декабре 1968 года вместе с Плантом, Пейджем и басистом Джоном Полом Джонсом.
“У этого вашего барабанщика правая нога похожа на пару кастаньет”, - однажды сказал группе Джимми Хендрикс.
Ни один барабанщик не мог приблизиться к Джону Бонэму – ни тогда, ни сейчас. Когда Led Zeppelin выпустили свой дебютный альбом в январе 1969 года, возможно, только два барабанщика могли сравниться с ним: Кит Мун из The Who обладал энергией и был настоящим рок-н-ролльщиком; Джинджер Бейкер из Cream обладал универсальностью. Но Джон Бонэм объединил все эти качества, создавая основу для пропитанных блюзом риффов Джимми Пейджа и тесно сотрудничая с Джоном Полом Джонсом в таких песнях, как Good Times Bad Times, практически подтолкнув Led Zeppelin к изобретению хэви-метала, а также переосмыслив то, как барабанщики думали о своих инструментах. Под влиянием скорости Кармина Апписа Бонэм тренировал правую ногу, чтобы играть супер скоростные двойки, не понимая, что барабанщик Vanilla Fudge использовал двойную педаль. “У этого вашего барабанщика правая нога похожа на пару кастаньет”, - однажды сказал группе Джимми Хендрикс.
Сверхчеловеческая демонстрация мощи – одна из его отличительных черт – посмотрите на песню Immigrant Song с альбома Led Zeppelin III, которую невозможно сыграть простому смертному. Но Бонэм также находился под влиянием некоторых ранних джазовых барабанщиков, таких как хедлайнер эпохи свинга Джин Крупа и пионер бибопа Макс Роуч. Можно утверждать, что Бонэм – единственный барабанщик помимо Макса, который заставил ударную установку звучать так же мелодично, как Макс Роуч на своем сольном альбоме 1966 года Drums Unlimited. Эту пластинку несомненно услышал подросток Бонэм, когда разрабатывал свой собственный стиль.
Rhymin & Stealin: как Джон Бонэм изобрел хип-хоп (вроде того...).
Джон Бонэм развил свой стиль игры на барабанах на восьми студийных альбомах и бесчисленных живых выступлениях с Led Zeppelin, а также нескольких сессионных работах на стороне. Среди них Roy Wood и Paul McCartney And Wings. Он одинаково легко играл фанковые грувы на Trampled Underfoot с альбома 1975 года Physical Graffiti и соответствовал требованиям такого трека, как The Ocean, который закрывал пластинку 1973 года Houses Of The Holy. Бонэм непринужденно переключился с громовых раскатов на свинг, вырванный прямо из сборников пьес своих джазовых кумиров. Бонэм также сыграл решающую роль в переходе хип–хопа к доминированию. Когда трое дерзких нью-йоркцев по имени Beastie Boys взяли вступление песни When The Levee Breaks для вступительной части своего дебютного альбома Licensed To Ill, они показали, что барабанщик Led Zeppelin был впереди и в центре вхождения хип-хопа в мейнстрим.
“У него был абсолютноу чувство вкуса”: смерть и наследие.
Неудивительно, что Джон Бонэм повлиял на всех, от Чеда Смита из Red Hot Chili Peppers до Нила Пирта из Rush и Дэйва Грола из Foo Fighters. “У него было потрясающее чувство вкуса”, - сказал Грол журналу Mojo, выбирая свои любимые выступления Бонэма. Что удивительно, однако, так это то, что барабанщик страдал от серьезных психических расстройств, которые только усиливались по мере роста славы Led Zeppelin. “Мне стало хуже”, - признался Бонэм в 1975 году, когда его группа объехала весь мир, упиваясь статусом величайшей рок-группы в истории.
Рок-н-ролльные выходки Led Zeppelin стали легендарными, а вместе с ними и способность Бонэма пить. Бонзо – это было прозвище, данное ему, или, скорее, его дикой стороне, когда он выпивал слишком много. Насколько это было безрассудной самоотдачей, и насколько попыткой успокоить нервы, мы никогда не узнаем. Выходки Бонзо породили легенду: остановившись в Chateau Marmont, знаменитом отеле на Сансет-Стрип в Голливуде, он проехал на мотоцикле через вестибюль, порвав ковер. Подобное может сойти с рук только один раз в заведении, но это не помешало ему повторить трюк еще раз в двух других отелях: Continental Hyatt и Andaz West Hollywood.
Led Zeppelin доминировали в 1970-х годах, но они едва дожили до следующего десятилетия. В сентябре 1980 года, во время репетиций к первому за три года турне по США, Бонэм отправился на 12-часовую пьянку, начавшуюся с позднего завтрака в полдень и продолжавшуюся до полуночи. Выпив 40 шотов – около литра – водки, он потерял сознание и был уложен в постель. На следующее утро 25 сентября басист Джон Пол Джонс и тур-менеджер Led Zeppelin Бенджи Лефевр отправились будить барабанщика, но 32-летний Бонэм, которого уложили спать на бок, захлебнулся собственной рвотой во сне. “Это было ужасно”, - вспоминал Джон Пол Джонс. “Это заставило меня очень разозлиться из-за того, что он умер так бездарно".
Никто не мог заменить Бонэма, ни в Led Zeppelin, ни в пантеоне рок-богов. Всего через три месяца после смерти своего барабанщика остальная часть группы официально объявила о распаде. Таково было влияние Бонэма. Когда Роберт Плант, Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс воссоединились для Live Aid в 1985 году, им понадобились два барабанщика, чтобы заменить одного: Фил Коллинз и Тони Томпсон из Chic. В 1988 году оставшиеся в живых участники исполнили короткий сет на праздновании 40-летия Atlantic Records, звукозаписывающего лейбла группы. Двадцать лет спустя в 2007 году они вновь собрались для выступления в качестве хедлайнеров на лондонской арене O2 в честь покойного Ахмета Эртегана, легендарного соучредителя Atlantic. В обоих случаях они привлекли сына Джона, Джейсона Бонэма, чтобы он играл на барабанах.
Джон гордился бы. “Он всегда играет на барабанах, даже когда мы едем в машине. Он берет свои палки, чтобы постучать по сиденьям”, - так однажды сказал Джон о своем сыне в середине 1970-х годов. “На последнем в истории Led Zeppelin концерте я бы хотел видеть его на сцене вместе с нами в Альберт-холле”.
Этого не произошло, но Джейсон Бонэм и музыка, написанная Led Zeppelin, сохранили наследие его отца дольше, чем сам Джон Бонэм жил на этой планете. Это и есть лестница к бессмертию.