16 июля 1844 года вдова Пушкина вышла замуж 2-й раз. Генерал-майор Петр Петрович Ланской исполнял обязанности командира Конного полка. Летом полк дислоцировался под Петербургом, там же снимала дачу Наталья Николаевна с детьми.
Общались семьями. Семья Петра Петровича – тоже немаленькая, хоть он и был летом 1844 года еще закоренелый 45-летний холостяк.
Я уже рассказывала историю, как в доме Натальи и Петра Ланских оказались двое племянников:
После женитьбы дяди Петра Петровича брошенные матерью сыновья если не жили постоянно под крылом Натальи Николаевны, то на выходные, праздники и каникулы оказывались в ее доме.
О Николае и Павле Ланских известно мало. Летом 1844 года Павлу – 7 лет, Николай старше, ему около 12 лет. Вероятно, Николай Ланской уже учится в престижном Пажеском корпусе. И мальчик очень любит рисовать. Будущая тетушка Наталья Николаевна в первых числах июля терпеливо позировала в кресле:
Гладкая прическа, одета просто и даже строго, кутается в шаль. Этот портрет, созданный ребенком, редко печатают в книгах о Натали. Чаще можно встретить другое изображение, 1852 года. Оно ценно тем, что подпись к нему собственноручно по-французски поставила Наталья Ланская:
Карандашный портрет жены дяди 20-летний Николай Ланской создал для альбома другой почти тетушки – Александры Гончаровой. 29 изображений семьи Ланских-Пушкиных-Гончаровых хранились в замке в Бродзянах, где их обнаружил пушкинист Н.Раевский.
Сразу заметно, как выросло мастерство художника-любителя:
Наталья Николаевна снова изображена в профиль, сидящей в высоком кресле, гладкая прическа стала еще скромнее: на рисунке 1844 года в голосах какое-то украшение заметно. Также просто и строго одета. Украшение – сережки из эмали, которые можно разглядеть и на других портретах, сделанных профессионалами.
А шаль подарила сестре (шутка).
Мне кажется, что 20-летний Николай Ланской влюблен в свою вторую мать. Но не пылко, как 20-летний корнет Лейб-гвардии Гусарского полка, а нежно, по-сыновьи. Нежность, женственность, намек улыбки на губах и во взгляде, как ускользающий луч солнца, – всё это есть на портрете:
Удивительное выражение лица: смесь трогательной доброжелательности и грусти. 40-летняя Наталья Николаевна привлекает взгляд. Даже в черно-белом рисунке карандашом видно, что она – красавица, серьезная, сдержанная и грустная. Терпеливо позирующая офицеру Н.П.Ланскому для альбома Александрины, которая вышла замуж и навсегда остаётся вдали от родных.
А вот как описал этот же портрет Николай Раевский:
«Наталья Николаевна сидит в кресле. По-прежнему красиво ее лицо, но сходство, кажется, не очень схвачено. Не будь французской подписи, я бы ее не узнал. Другие портреты знакомых лиц удались рисовальщику значительно лучше».
Портреты заговорили. – Алма-Ата, 1974. – С. 28
Может, и лучше, Н.Раевский лично-то никого не знал из портретируемых. Наталья Николаевна Гончарова на каждом портрете почему-то не узнаваема.
Меня удивляет характеристика, которую пушкинист дал в другом издании:
«Карандашный портрет сорокалетней Натальи Николаевны с ее автографом («Natalie Lanskoy») не особенно удачен. Красивое лицо вышло напряженным, и сходство, как кажется, не схвачено».
Н. А. Раевский «В замке А. Н. Фризенгоф-Гончаровой»
Как ни смотрю на Наталью Николаевну, я вижу только нескрываемую нежность художника и доброту изображенной.
***
Статьи о Наталье Николаевне собраны в подборки. ⬇️
Дзен впихнул блок рекламы, из-за которого на телефоне "уплыли" вниз ссылки на подборки 😂
Если нажать на блоки с названиями канала "Мой XIX век", то попадаешь в ленту из статей по темам: ⤵️⤵️⤵️