Найти тему
Жизнь советского человека

Столкновения в воздухе в период «холодной войны». Как действовала советская боевая авиация?

Период советской истории с 1946 по 1985 годы принято называть временем «холодной войны», в которой схлестнулись системы социализма и капитализма. В то время, когда речи политиков отличались холодностью, на воздушной линии противостояния регулярно случались инциденты со сбитыми самолётами с обеих сторон.

В начале апреля 1950 года в районе советской базы Либава воздушное пространство СССР нарушил американский разведчик PB4Y «Privateer» с экипажем в 10 человек. Были подняты 4 наших истребителя Ла-11, которые произвели перехват и потребовали сесть. После отказа советские лётчики вынужденно открыли огонь. Завязалась перестрелка. Воздушный разведчик США был сбит над морем.

PB4Y «Privateer»
PB4Y «Privateer»

В октябре того же года то ли в отместку за своего сбитого нарушителя, то ли просто при выполнении оперативных задач пара истребителей США нарушила границу и вклинившись в нашу территорию разбомбила аэродром «Сухая Речка». Были значительно повреждены советские самолёты, но, к счастью, никто на земле не погиб.

Столкновения года на этом не закончились. 26 декабря над мысом Сейсюра был сбит разведчик, идущий со стороны Кореи. По словам наших лётчиков, это был «американец» Б-29. При приближении наших истребителей он открыл огонь, поэтому окончил свой полёт не на советском аэродроме, а в морских водах. На следующий день американцы группами по нескольку самолётов летали над местом падения. Неясно, надеялись ли они обнаружить лётчика или наоборот – хотели убедиться, что разведчик затонул «надёжно». Во всяком случае, официального заявления о том, какой самолёт там затонул, они так и не сделали.

К 1952 году усилили воздушную разведывательную деятельность в отношении Советского Союза шведы. Обычно они летели вдоль границы, затем немного углублялись на советскую территорию и быстро «сбегали». Посадить их при таком полёте не было никакой возможности. Поэтому, когда 17 июня в советское воздушное пространство вошёл очередной разведывательный DC-3, пилоту нашего истребителя сразу был дан приказ на уничтожение. После атаки горящий самолёт упал в нейтральных водах. Разведчик ушёл на дно вместе с новейшей техникой фото и радиоразведки. В последующие дни шведы искали его двумя амфибиями «Каталина», но безуспешно.

Шведский DC-3
Шведский DC-3

Конец 50-х годов ознаменовался для советских военных лётчиков настоящим «кошмаром». Появился американский высотный самолёт-разведчик «Локхид» U-2. 11 часов без дозаправки на высотах до 20 км делали его неуязвимым для наших истребителей. Впервые он пролетел над СССР в первых числах июля 1956 года. Их не могли сбить ПВО. В 1957 году дважды пытались достать МиГами, но технически не смогли выйти выше потолка в 17 км. Только в 1960 году «Локхид» собьют ракетой «земля-воздух», положив конец его полной безнаказанности.

В октябре 1970 года со стороны Армянской ССР границу государства пересёк самолёт связи США типа Beechcraft U-8. Советские истребители посадили его на аэродроме Ленинакана. Взяли двух американских генералов, турецкого полковника и пилота самолёта. Уже в ноябре их передали властям США.

Через три года, в ноябре произошёл первый в истории воздушный таран в реактивной авиации. В районе Азербайджанской ССР советскую границу пересёк RF-4C «Фантом» ВВС Ирана . На МиГе-21 СМ лётчик Геннадий Елисеев догнал нарушителя у самой границы и решил идти на таран. В результате оба самолёта обломками упали вниз. Выжить удалось только экипажу нарушителей.

МиГ-21 СМ, справа: Геннадий Елисеев
МиГ-21 СМ, справа: Геннадий Елисеев

Также происходили столкновения в 1978, 1981, 1983 годах. Они заканчивались по-разному, но нарушение границ Советского Союза пресекалось всегда, любыми возможными способами.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.