Новогодние праздники, как таковые, не гарантируют спокойное, веселое и безоблачное времяпровождение ни в военное время, ни в мирное. С одним из таких случаев («Новогодний бой» и гибель эсминца «Акейтес») мы познакомились в прошлой статье. Можно вспомнить еще один подобный случай, который произошел в относительно «мирный период», когда США несли «свободу» и «демократию» Вьетнаму в 1969 году. И хотя рассматриваемый трагичный случай произошел вне зоны действий, причиной гибели корабля и людей все же можно считать войну.
Итак, за десять дней до Рождества 1969 года из Бангора (штат Вашингтон) в порт Да Нанг (Южный Вьетнам) с грузом боеприпасов вышел транспорт «Баджер Стейт» (компания States Marine Lines, Inc., порт приписки Нью-Йорк). Однако в его трюмах были совсем не новогодние подарки для вьетнамских детей. Ежедневно американские ВС и их союзники использовали во Вьетнаме огромное количество боеприпасов, которые доставлялись, как правило, морским путем.
Судно было довольно крупным, его водоизмещение составляло 13910 т (тоннаж – 8335 брт) и относительно быстроходным, его турбина мощностью 6000 л.с. обеспечивала скорость 16,5 узлов. В корпусе транспорта было оборудовано пять грузовых трюмов, в которые в данном рейсе были загружены очередные «рождественские подарки» для населения Вьетнама - 5336 т различных боеприпасов, в том числе 8900 авиационных бомб. Ведь ничто так не помогает развитию демократии как авиационные бомбардировки, особенно под Рождество и Новый год!
Для справки: трюм № 1 – загружены трюма были погружены противопехотные мины «Клеймор» и детонаторы; № 2 – 500-фунтовые бомбы типа Mk-82 (226,8 кг); № 3 - боеприпасы к стрелковому оружию и 500-фунтовые бомбы типа Mk-82; № 4 и № 5 - 2000-фунтовые бомбы Mk-84 (907,2 кг) в твиндеке, в трюме – 750-фунтовые бомбы M117 (340,52 кг).
Как пишет А.Ф.Митрофанов: «… Бомбы были погружены на паллетах (деревянных для 500- и 750-фунтовых и стальных для 2000-фунтовых) по шесть 500- и по две 2000-фунтовых на каждом и крепились к ним стальными лентами. Паллеты складировались в трюмах рядами, параллельно диаметральной плоскости судна в основном в один ярус. Местами бомбы или их хвостовые стабилизаторы укладывались и вторым ярусом. Сотня паллетов с 2000-фунтовыми бомбами была погружена в трюм №5 в один ярус по направлению от борта к борту, вдоль ДП их разделяли два ряда паллетов с ориентацией нос-корма, вторым ярусом закрепили 33 паллета с хвостовыми стабилизаторами и их креплениями».
Казалось бы, обычный метод погрузки бомб (на паллеты, с использованием погрузчиков), но на тот момент он считался относительно новым, прежде, 2000-фунтовые бомбы грузились в трюм по одной и укладывались слоями, подобно бревнам при перевозки леса. Как оказалось перевозка бомб большого калибра на паллетах, расположенных в один слой, представляла опасность при резкой качке с большими углами крена, так как крайние ряды паллетов испытывали избыточную нагрузку, что могло привести к их разрушению.
Сыграло свою отрицательную роль и еще два фактора: неполная загрузка (около 70%) судна и отсутствие скуловых килей, которые были удалены во время одного из докований судна. Все это обусловило сильную качку судна.
На переходе Бангор - Да Нанг транспорт «Баджер Стейт» попал в жестокий ураган, крен доходил до 30-35. Капитан судна попробовал изменить курс и выбрать более «спокойный маршрут», но это не помогло. При смене курса амплитуда качки достигла 45; волны шли с разных направлений, скорость ветра достигла 30 узлов, а высота волны - 4 м.
Последствия урагана не остались без последствий - 17 декабря, когда транспорт находился в 1550 милях к северу от атолла Мидуэй, в нижнем твиндеке 3-го трюма началось смещение груза (500-фунтовых бомб). Было разрушено несколько паллет и деревянная зашивка борта, освободившиеся от креплений бомбы начали ударяться о металлическую обшивку судна. Бомбы перевозились разумеется без взрывателей, но по результатам экспериментов со сбросом бомб без взрывателей с самолетов, которые проводили американские ВВС, 4% бомб взрывалось! Так что судьба судна оказалась под угрозой.
Капитан и экипаж судна приняли возможные меры по недопущению катастрофы: транспорт развернули носом на волну, снизили ход и попытались закрепить «разгулявшиеся» бомбы, и вскоре группе матросов удалось закрепить груз. Но это было только начало. Вскоре «на свободу» вырвались бомбы в верхних твиндеках 1, 4 и 5 трюмов, а также в нижнем твиндеке 4-го. А это были более тяжелые бомбы!
В условиях качки началась нескончаемая круглосуточная борьба всего экипажа за сохранность груза и самого судна. К описанным неприятностям добавились и новые: открылась течь в гидросистеме рулевой машины,
из-за проржавевшего листа обшивки в туннель гребного вала начала поступать вода, для ремонта пришлось остановить один из котлов. Все это привело к снижению скорости судна.
23 декабря из трюма №3 послышался громкий металлический лязг, было сделано предположение, что груз свободно смещается, но проникнуть в трюм невозможно. Капитан обратился за помощью и спросил разрешения идти в ближайший порт для повторного крепежа груза.
К этому времени ветер усилился до 8 баллов, его скорость достигала 46 узлов, а высота волны - шести метров, при этом крен судна достигал 50. Значительная часть груза снова свободно перемещалась по твиндекам и трюмам, а запасы материалов для его крепления подошли к концу. Вскоре капитан получил приказ следовать на юг к атоллу Мидуэй, но усилившийся ураган и направление ветра и волны не позволяли безопасно сменить курс.
Накануне рождества 25 декабря сила ветра по шкале Бофорта достигала 8-10 баллов, а 26 - от 9 до 10 баллов.
25 декабря ухудшилась ситуация с 2000-фунтовыми бомбами в 5-м трюме. Они были уложены «носом» к «носу» без каких-либо перегородок между ними и при качке, работая как клинья, рвали стальные крепежные ленты. О том, чтобы переместить вручную 900-килограммовые бомбы не могло быть и речи, тем более в штормовую погоду.
Утром 26 декабря чудовищных размеров волна ударила судно в левую скулу и оно получило 50-градусный крен на правый борт, а затем, как маятник, перевалилось на другой борт. В верхнем твиндеке 5-го трюма на свободу вырвались 2000-фунтовые бомбы. Они перекатывались по палубе, сталкиваясь друг с другом, ударяли в борта, пробивая в них дыры и высекая снопы искр. Но к счастью они пока еще не взрывались!
Экипаж стал сбрасывать в твиндек швартовные канаты, матрасы, мебель, постельное белье и др., чтобы как то замедлить перемещение груза и предотвратить искрообразование. Экипаж приоткрыл крышку 5-го трюма, используя ручные тали - вниз полетели даже подушки, спасательные нагрудники, замороженные мясные туши из провизионной кладовой.
На какое-то время это приостанавливало движение груза, но тяжелые бомбы быстро превращали все используемые материалы в мелкие куски.
Самым страшным было то, что 2000-фунтовые бомбы Mk84 разбили крышку люка, отделявшую твиндек от трюма и начали падать вниз, прямо на уложенные там 750-фунтовые бомбы М-117. В твиндек сбросили одну из секций люкового закрытия весом в одну тонну для остановки подвижки груза, но и это не дало ожидаемого эффекта.
Оценив ситуацию, капитан Вильсон принял решение дать сигнал SOS, который был получен греческим теплоходом «Кханг Стар», двинувшимся на помощь «американцу».
Тем временем экипаж «Баджер Стейт» готовился покидать гибнущее судно. На тот момент в их распоряжении оставались только одна спасательная шлюпка и спасательные плоты. Утром 26 декабря 1969 года греческий сухогруз был уже вблизи американского транспорта, капитан которого сделал еще одну попытку изменить курс и повернуть к Гавайям. Однако, сильная вибрация судна, сильная килевая и бортовая качки, усилившийся грохот перекатывающихся в трюмах бомб заставили отказаться от этой затеи.
Последняя точка в судьбе экипажа и транспорта была поставлена около 08.30, когда в 5-м трюме взорвалась одна из 2000-фунтовых бомб. Створки люка разметало веером, в борту образовалась пробоина размером около 2,5х5м на высоте около одного метра выше ватерлинии, в трюме возник пожар. Можно только удивляться как не сдетонировали другие находившиеся там сотни бомб.
Капитан дал приказ остановить главный двигатель, погасить котлы и покинуть судно. В это время «Баджер Стейт» находился в 1500 милях к NO от Гавайских островов. Высота волны достигала 7,6 м, а скорость ветра - 40 узлов (около 20 м/сек), температура воды – 6 С, воздуха – 12 .
Готовясь покинуть судно, экипаж сбросил два спасательных плота, которые благополучно раскрылись и надулись, но удары волн оборвали фалини и унесли плоты от судна. Осталась одна шлюпка, которую с 35 моряками с большим трудом все-таки удалось спустить на воду, На борту судна остался капитан и три члена экипажа.
Но испытания для моряков не закончились. Шлюпке с ручным приводом винта не удалось быстро отойти от борта и вскоре она оказалась рядом с огромной дымящейся пробоиной в борту, которая образовалась в результате взрывы бомбы. И в этот момент из пробоины вывалились две бомбы, одна из которых, упав в шлюпку, убила двух человек и опрокинула ее. Моряки оказались в ледяной воде. Вскоре к ним присоединился капитан с оставшимися членами экипажа – будучи в спасательных жилетах они дополнительно надели спасательные круги, прыгнули за борт и поплыли в направлении греческого судна, которое, опасаясь взрывов бомб, держалось на расстоянии 1-2 мили.
Утром в район бедствия прибыл первый спасательный самолет ВВС США HC-130 «Геркулес» и сбросил 6 спасательных плотов, но часть плотов или не раскрылись или их унесло прочь. Следующие самолеты вели поиск терпящих бедствие и наводили на них «Кханг Стар».
Греческое судно не смогло спустить шлюпки, поэтому людей из воды поднимали используя штомтрапы, веревки и грузовые сетки. Греки вели поиски людей до полудня 27-го декабря. Удалось спасти только 14 членов экипажа «Баджер Стейт», включая капитана судна, после чего из-за малого запаса топлива и явной бесполезностью дальнейших поисков «грек» направился в Иокогаму.
Интересно, что на тот момент «Баджер Стейт» все еще находился на плаву, хотя и мог взорваться в любой момент. К моменту оставления судна в трюме №5 на уровне верхнего твиндека имелись пробоины от свободно перемещающихся 2000-фунтовых бомб.
27 декабря, после ухода греческого теплохода к месту трагедии подошел «Флайинг Драгон», экипаж которого обнаружил перевернутую шлюпку и несколько плавающих трупов. 30 декабря, его сменил прибывший из Вьетнама военный буксир USS «Абнаки» (ATF-96). До конца декабря поиски жертв катастрофы продолжали еще семь судов, а также самолеты ВВС и Береговой охраны с Гавайских островов.
В это время рассматривался вопрос о попытке спасения аварийного судна с военным грузом, но командир американского буксира, оценив ситуацию, сообщил, что судно находится в таком состоянии, что его спасение нецелесообразно и опасно. Поэтому какие либо действия по спасению не предпринимались.
Интересно, что после первого взрыва «Баджер Стейт» еще десять суток оставался на плаву, несмотря на пожар и многочисленные взрывы груза. И только 5 января 1970 года судно разломилось пополам и затонуло.
Основными причинами гибели судна и части его экипажа были названы: нерациональная конструкция паллет для перевозки авиационных бомб и их крепежных стальных лент; нерациональный метод укладки паллет с бомбами; нерациональное размещение груза и топлива, что усугубляло неблагоприятные параметры качки; отсутствие скуловых килей; плавание судна при неполной его загрузке; ошибки в метеопрогнозе и выборе маршрута; несовершенные методы и средства поиска и спасения потерпевших.
При этом действия капитана и членов экипажа были признаны верными и соответствовали лучшим морским традициям американского флота.
Источники: Митрофанов, А. Рождественская трагедия "Badger State"/А.Ф.Митрофанов// Гангут, №123.- 2021.- С.142-151; Материалы сети Интернет.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: