Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая семантическая афазия. Восстановление фонематического слуха. Заключение

Оглавление

Тема: Упражнения для восстановления фонематического слуха.

Цели: Познакомить с серией новых упражнений для восстановления фонематического слуха.

Определение последовательность, количество и местоположение звука в слове по отношению к другим звукам

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и, письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

Работа проводится следующим образом. Больному предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия больного являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то больной понимает, что он выполнил действие неправильно.

1.Упражнение «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»

Цель: научить определять последовательность и количество звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: Больной, артикулируя, произносит указанные звуки, например, [а, у] или [и, у, а], а затем определяют их количество и последовательность.

Анализ звукового ряда из двух гласных: ау уа аи иа; иу уи ао оа.

Анализ звукового ряда из трех гласных: ауу уау; аау ууа; ауа уаа.

а) назови первый звук;

б) назови последний звук;

в) сосчитай.

2.Упражнение «Звуковая линейка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: предметная картинка .

Ход: Логопед демонстрирует предметную картинку. Больной последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков. Вместо звуковой линейки можно просто нарисовать схему слова.

3.Упражнение «Цифровой ряд»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: цифры.

Ход: Перед больным ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, он ведёт пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука». Затем больной определяют место заданного звука, указывает предыдущий и последующий звуки.

4.Упражнение «Пирамида»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: изображение пирамиды и предметные картинки.

Ход: Перед больным рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед даёт больному предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

5.Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).

6.Упражнение «Волшебные слова»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, со­ставления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картон­ные или пластиковые кружки синего и красного цветов.

Ход: Педагог помещает на наборное полотно предмет­ные картинки морковь, аист, кот и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем больной получает задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствую­щего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предло­жить выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого больной может выполнить аналогичное ин­дивидуальное задание со другими словами.

Возможные варианты:

Слон, окунь, кот (сок).

Носорог, осы, слон (нос).

Шмель, утка, морковь (шум).

Бабочка, автобус, кот (бак).

Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).

Лев, ирис, слон, тапки (лист).

Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).

Слон, тапки, утка, лама (стул).

7.Упражнение «Подбери имена»

Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картон­ные или пластиковые кружки синего и красного цветов, раз­ноцветные фишки.

Ход: Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит больного рассмотреть и на­звать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Больной произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначает их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает вспомнить имена или просто слова, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]: [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.

Завершить игру можно составлением и чтением «ключево­го» слова кот.

Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист, лама.

8.Упражнение «Телеграфисты»

Цель:воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед передаёт содержание телеграммы: произносит слова — название картинки по звукам. Больной произносит слово слитно, по возможности записывает буквами.

9.Упражнение «Поймай звук»

Цель:обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Оборудование: не требуется.

Ход: У логопеда мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч больномуи говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Больнойловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, давая характеристику звука. Логопедзадаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

10.Упражнение «Волшебный домик»

Цель:развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование:плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход:Логопед прикрепляет к доске домик с пустыми окошками. На доске в беспорядке прикреплены буквы. Задание больному «поселить слова в домик». Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыба, рак, бак).

11.Упражнение «Слушай и определяй»

Цель: научить определять местоположение звука в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [с], и предлагает определить местоположение этого звука в слове.

12.Упражнение «Звуковая птичка»

Цель: научить определять местоположение звука в словах.

Оборудование: не требуется.

Ход: В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?

- Да это же гномик-Тихоня.

- Он предлагает вам поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове. Определить место звука Б и вставить его в слова с окошками.

Слова: Береза, белка, рябина, грибок, барсук, боровик, бабочка, пушок.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Yb-eHzgYvS64Jth6

Следующий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/61db461e6865712f753083ee/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.