Тема: Приёмы восстановления фонематического слуха
Цели:
1. Знакомство с новыми упражнениями для восстановления фонематического слуха.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки — наоборот, из конца слова.
С большим трудом больные определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.
Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения . Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в и др.).
Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Затем определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.
Далее логопед предлагает определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).
Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо - произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
1.Упражнение «Выдели слово»
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: не требуется.
Ход: Предложите больному хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышат слова, с заданным звуком, например со звуком х:
горб, хобот, моряк, хомяк, клёв, хлеб, похлёбка, лебедь, корм, хор, промок, промах, подвох,
2. Упражнение «Утки и окуни»
Цель:научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Оборудование: карточки с буквами О и У.
Ход: Логопед называет слова. Если больной услышит звук о — поднимает карточку с буковой О, если услышит звук У — поднимает карточку с буквой У.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
3.Упражнение «Дружные звуки»
Цель:научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Оборудование: не требуется.
Ход:Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам - словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля — ИИ-ра.
4.Упражнение «Девочки заблудились»
Цель:научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.
Оборудование: картинка в девочками.
Ход: Естьнесколько девочек. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Онипошли в лес и заблудились.
Какой звук попросим пойти искать Аню? Больной должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные).
5.Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?»
Цель:научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Оборудование: стихи.
Ход:Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Больнойполучают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения логопедспрашивает, какие слова он запомнил.
Речевой материал к игре:
В тишине лесной глуши,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Вот девочка Марина,
А вот её машина,
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
Матрёшки на окошке,
Танюшки на подушке,Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке, на дубовом сундучке.
Мы в магазин ходили, и шар себе купили,
Будем шар мы надувать, будем шариком играть,
Раздувайся наш шар, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
6.Упражнение «Магазин»
Цель:учить выделять звук на фоне слова.
Оборудование: предметные картинки.
Ход:Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Больнойотбирает картинки, в названии которых есть звук [л’].
7.Упражнение «Поймай звук»
Цель:учить выделять звук на фоне слова.
Оборудование: не требуется.
Ход: Больнойдолженхлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.
8.Упражнение «Кто больше?»
Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Ход: Логопед показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины логопед предлагает рассказать, что собирают k.lb, на огороде. Затем ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с).
Предыдущий урок:https://dzen.ru/a/YbYHQrpnFkGmbrUi
Следующий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/61d36077031d8c08bbafa3a2/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?contentType=gif&videoEditorPublicationId=661fd88ec18a1903600bb526
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.