Найти в Дзене
Восстановление речи

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая афазия. Восстановление фонематического слуха

Оглавление

Тема: Приёмы восстановления фонематического слуха

Цели:

1. Знакомство с новыми упражнениями для восстановления фонематического слуха.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки — наоборот, из конца слова.

С большим трудом больные определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения . Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в и др.).

Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Затем определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Далее логопед предлагает определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо - произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

1.Упражнение «Выдели слово»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: не требуется.

Ход: Предложите больному хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышат слова, с заданным звуком, например со звуком х:

горб, хобот, моряк, хомяк, клёв, хлеб, похлёбка, лебедь, корм, хор, промок, промах, подвох,

2. Упражнение «Утки и окуни»

Цель:научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: карточки с буквами О и У.

Ход: Логопед называет слова. Если больной услышит звук о — поднимает карточку с буковой О, если услышит звук У — поднимает карточку с буквой У.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

3.Упражнение «Дружные звуки»

Цель:научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.

Оборудование: не требуется.

Ход:Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам - словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля — ИИ-ра.

4.Упражнение «Девочки заблудились»

Цель:научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.

Оборудование: картинка в девочками.

Ход: Естьнесколько девочек. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Онипошли в лес и заблудились.

Какой звук попросим пойти искать Аню? Больной должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные).

5.Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?»

Цель:научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Оборудование: стихи.

Ход:Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Больнойполучают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения логопедспрашивает, какие слова он запомнил.

Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Вот девочка Марина,

А вот её машина,

На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку.

Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:

Матрёшки на окошке,

Танюшки на подушке,Иринки на перинке,

А Петрушка в колпачке, на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

6.Упражнение «Магазин»

Цель:учить выделять звук на фоне слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Больнойотбирает картинки, в названии которых есть звук [л’].

7.Упражнение «Поймай звук»

Цель:учить выделять звук на фоне слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Больнойдолженхлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.

8.Упражнение «Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с опреде­ленным звуком.

Ход: Логопед показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины логопед предлага­ет рассказать, что собирают k.lb, на огоро­де. Затем ставится задача ска­зать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с).

Предыдущий урок:https://dzen.ru/a/YbYHQrpnFkGmbrUi

Следующий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/61d36077031d8c08bbafa3a2/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?contentType=gif&videoEditorPublicationId=661fd88ec18a1903600bb526

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.