Найти тему
Bellalavanda

"Одну из них мы оставляем за собой": мамы все решили

Юный великий князь и наследник российского престола Николай Александрович влюбился в очаровательную Минни с первого взгляда. Даже до первой встречи. Ведь заботливые матери, императрица Мария Александровна и датская королева Луиза все спланировали заранее.

Датские принцессы Александра и Дагмар
Датские принцессы Александра и Дагмар

«Одну из них мы оставляем за собой» - восторженно пообещала русская императрица Мария Александровна, когда познакомилась с тогда еще датской принцессой Луизой (королем Дании ее супруг станет позже) и ее двумя старшими дочерьми в 1852 году. Оба семейства отдыхали на водах, а девочки Александра и Мария (Минни) были так очаровательны и так милы, тем более, что союз с Данией был очень желателен для Российской Империи.

Сестры Мария Федоровна, императрица Российской Империи и Александра Датская, королева Великобритании
Сестры Мария Федоровна, императрица Российской Империи и Александра Датская, королева Великобритании

В 1863 году старшая дочь короля Кристиана и королевы Луизы вышла замуж за английского принца Берти Уэльского, старшего сына королевы Виктории. А вот Мария София Фредерика Дагмара была предназначена великому князю Николаю.

-3

Старший сын императора Александра II был хорош собой, образован, умен, обходителен… Казалось, в нем сосредоточились все достоинства.

-4

Минни была невероятно живой и очаровательной девушкой, тоненькой и изящной, весьма разумной, но при этом в меру шаловливой. Но самое главное, понимала, что ее судьба – выйти замуж за наследника русского престола. Мать никогда не говорила этого напрямую, но Дагмар хватило ума понять, что разговоры о России и сыне императора ведутся не просто так. Принцесса знала, речь не идет о чувствах, она должна выйти замуж, потому что этот брак выгоден ее стране и отцу.

Цесаревич Николай ничего не знал об уговоре двух королев, но с необычайной регулярностью мать показывала ему фотографии прекрасной датской принцессы. Все эти фотографии он хранил в альбоме и часто любовался большими глазами далекой Минни.

Когда в 1864 году молодые люди наконец-то встретились, Николай Александрович признался себе, что уже давно влюблен и невероятно волновался перед встречей, но нашел, что «Дагмар еще прекраснее, чем я себе представлял».

-5

В эти же дни он сразу сделал предложение!

И она тоже была влюблена. «О, как благодарна я Господу за его милость ко мне; я молюсь только, чтобы он ниспослал мне силы и дал возможность сделать его, возлюбленного Никса, таким счастливым, Каким я желаю ему быть от всего сердца, и стать достойной его. … какое блаженство переполняет меня при мысли, что я могу назвать себя его невестой!»

Расчёт королевы Луизы и императрицы Марии Александровны оказался верен, они провели игру блестяще.

К несчастью, двадцатиоднолетний Николай Александрович страдал от болей в спине. Врачи лечили его от простуды, радикулита, воспаления легких. И только год спустя поставили верный диагноз - цереброспинальный туберкулезный менингит. Почти год после помолвки они с невестой обменивались письмами, полными надежд на прекрасное будущее, а весной 1865 года она была вызвана в Ниццу, где цесаревич умирал.

Рядом с постелью великого князя были его родители, младший брат Александр и его милая возлюбленная Дагмар. Последними словами цесаревича были: «Стоп машина».

-6

Казалось бы, на этом все закончилось. Датская принцесса должна вернуться домой и оплакивать жениха, а потом выйти замуж… Но за кого?

«Одну из них мы оставляем за собой», сказала тогда русская императрица. Не важно какая принцесса, важно из какой она семьи. Так же не важно, какой именно великий князь… важно, что Романов.

Довольно быстро было принято решение, что Александр Александрович унаследует не только титул цесаревича, но и невесту старшего брата. Юноша совершенно не собирался жениться на датской принцессе, у него была возлюбленная – прелестная фрейлина Мещёрская… Но отец четко дал понять, что долг превыше личных желаний.

-7

Год спустя великий князь Александр сделает предложение принцессе Дагмар. И она его примет. В новом ее женихе не было той душевной тонкости, что была в его брате. Он был высок ростом, и маленькая принцесса на его фоне казалась мышкой рядом с кошкой, но она сумела разглядеть в Александре доброту и силу. В конце концов, она очень хорошо понимала свой долг…

В будущем император Александр III скажет о супруге: «Минни составила мое личное и семейное счастье». Их брак будет крепким и надежным. Датская принцесса станет императрицей Марией Федоровной и впереди ее ждет еще немало испытаний… Но все было заранее предрешено, ведь «одну из них мы оставляем за собой».

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц