Найти тему
Кот-ученый

ПРЕДТЕЧА БРОНЕНОСЦЕВ

Юрий Каторин

Кабуксон в музее Сеула
Кабуксон в музее Сеула

Если задать вопрос об именах создателей первых броненосцев, то подавляющее большинство читателей мгновенно назовет адмирала А-Ж. Пексана (Henri-Joseph Paixhans; 1783–1854) или императора Наполеона III (Louis-Napoléon Bonaparte; 1808–1873). Некоторые, наверняка, вспомнят Р. Фултона (Robert Fulton; 1765—1815), создателя первого военного парового корабля «Демологос» (лат. Demo Logos – Глас Народа) для флота США. Это было деревянное судно водоизмещением 2475 т, длиной 47,5 м, шириной 18 м и осадкой 4 м. Оно имело корпус в виде катамарана и приводилось в движение одним гребным колесом, помещенным между плотами. Машина была расположена в одном корпусе, котлы – в другом. Защита обеспечивалась несколькими слоями перекрещенных деревянных балок, достигающих толщины до 1,5 м. В этом своеобразном каземате были сделаны узкие, наподобие крепостных, амбразуры для артиллерии. Вооружение состояло из двадцати 32-фунтовых пушек, которые размещались в батареях по восемь с каждого борта, плюс по две спереди и сзади. Котел, помимо того, что вырабатывал пар для машинного отделения, использовался для подогрева орудийного выстрела, поэтому батарея могла стрелять и калеными ядрами – смертельными для деревянных кораблей.

Исходный чертёж «Демологоса», представленный Конгрессу
Исходный чертёж «Демологоса», представленный Конгрессу

«Демологос» вошел в строй в сентябре 1815 года и затонул в 1829 году после четырнадцатилетней мирной службы. Этот «деревоносец» обеспечивал надежную защиту от всех видов орудий своего времени – даже тяжелой артиллерии, но был бы совершенно беззащитен против бомбических орудий 1850–1860-х годов, поэтому историки военно-морской техники обычно говорят об этом корабле только как об одном из парадоксов.

Главная | Наука и техника

Вместе с тем, в стране, находящейся вроде бы на задворках цивилизации, почти за 220 лет до Фултона было создано судно, которое по всем признакам соответствует истинным броненосцам. Мало того, это судно с огромным успехом было опробовано в боях 1592–1598 годов во время японо-корейской войны.

Тоетами Хидэеси
Тоетами Хидэеси

Корея в течение многих столетий была ареной постоянных войн и нашествий различных иноземных захватчиков, но самыми злейшими врагами были все-таки японские самураи. Очередной виток агрессии пришелся на конец XVI века, когда Тоётоми Хидэёси (1536–1598) – сегун и фактический правитель Японии – замыслил создать огромную империю, в которую должны были войти Корея, Китай, Филиппины, а если выйдет – и Индию, то есть весь цивилизованный мир в представлениях средневековых японцев. Хидэёси поддержали феодальные князья. А для воплощения замысла в жизнь, в его распоряжении имелись войска численностью в 500 тысяч человек (цифра по тем временам просто фантастическая). В большинстве это были солдаты-профессионалы, умевшие хорошо обращаться с холодным и огнестрельным оружием, а на вооружение были приняты (впервые в Азии) вполне современные мушкеты.

Высадка японского десанта. (Художник Чон Чже Гён)
Высадка японского десанта. (Художник Чон Чже Гён)

В начале 1592 года Япония подготовила для вторжения в Корею 220-тысячную армию и флот, насчитывающий несколько сот кораблей и 9 тысяч человек команды. Весной 1592 года завоеватели несколькими группами отправились к берегам своей жертвы. 25 мая первая группа (18 тысяч человек) на 350 кораблях высадилась в Пусане и быстро овладела городом, несмотря на отчаянное сопротивление малочисленного гарнизона и населения. Не встречая больше организованного противодействия, эта группа стала быстро продвигаться на север. Вторая группа (22 тысячи воинов), высадившаяся на южном побережье, двинулась через города Учхон и Синнен на север. Почти одновременно с ней в устье реки Нактонаг высадилась третья группа (11 тысяч), которая захватила город Чхонвок. Вслед за этими войсками японцы направили в Корею основные силы (80 тысяч воинов) и остальной флот.

Правящие круги Кореи, разъедаемые борьбой клик, были не способны организовать отпор захватчикам. Немногочисленные и плохо вооруженные правительственные войска, руководимые бездарными генералами, терпели одно поражение за другим. Сломив сопротивление 8-тысячной королевской гвардии, японцы овладели стратегическими горными перевалами, разгромили другие корейские отряды у города Чхунжу и устремились к Хонсану (Сеулу). 10 июня охваченное паникой королевское правительство бежало из столицы. В начале июля японцы без боя вступили в Хонсан. Запоздалая попытка 50-тысячного войска трех южных провинций изгнать захватчиков из столицы успеха не имела.

Японцы выманили корейские войска из укреплений и мощным контрударом разгромили их. (Художник Чон Чже Гён)
Японцы выманили корейские войска из укреплений и мощным контрударом разгромили их. (Художник Чон Чже Гён)

Заняв Хонсан, японцы продолжили наступление на север, но на рубеже реки Имжинган столкнулись с упорной обороной. Прибегнув к военной хитрости (симулировав отступление), японцы выманили корейские войска из укреплений и мощным контрударом разгромили их. Казалось, страна повержена окончательно, и корейскому государству, насчитывающему почти девять столетий истории, суждено неизбежное превращение в заурядную провинцию империи Ямато. Оккупационные японские войска устроили в Корее жестокий террор, свидетельством которого стала «Могила ушей» Мимидзука на территории Киото, в которой захоронены 200 000 отрезанных у варварски убитых корейцев ушей. Победа в войне была почти в руках, но в это время агрессор получил удар по самому уязвимому месту с совершенно неожиданной стороны: на сцену вышли корейские ВМС, которые уже не принимались в расчет.

Памятный монумент битве при Окпхо
Памятный монумент битве при Окпхо

Накануне вторжения японцев сравнительно небольшой корейский флот состоял из 4 самостоятельных флотилий, две из которых были потеряны сразу же в начале войны в результате внезапного удара (как тут не вспомнить Порт-Артур и Перл-Харбор). Лишь флотилия адмирала Ли Сун Сина в составе 85 кораблей, оказала достойное сопротивление агрессору. Выйдя в начале июня из своей базы Йосо, она обнаружила 50 японских судов у восточного берега острова Коджедо в бухте Окпхо. Корейский флот неожиданно напал на противника и открыл по нему огонь из корабельной артиллерии. Озадаченные японцы, которые не имели пушек, решили брать вражеские корабли на абордаж, однако приблизиться к ним не могли из-за шквального огня. Когда же японская флотилия решила отступить, противник взял ее в клещи. Под вечер все японские корабли были потоплены, погибло более 4000 самураев, 5 попали в плен. Корейский же флот не потерял ни одного судна. Битва при Окпхо была первой победой корейцев после серии сокрушительных поражений и сдачи столицы Зайдя в порт Ханпхо, корейская флотилия потопила там еще 5 больших японских судов. Еще 11 кораблей были уничтожены при атаке порта Чокчирко. Японцы понесли очень большие потери в живой силе, а Ли Сун Син не потерял ни одного корабля. Решающую роль в этих победах, безусловно, сыграла личность самого флотоводца.

Морской бой с японцами (старинный рисунок)
Морской бой с японцами (старинный рисунок)

Будущий адмирал родился в 1545 году в городе Сеуле в семье дворянина из рода Ли. Его предки были в числе высшей военной корейской знати.С детства он отличался от своих сверстников исключительными способностями, упорством и трудолюбием. Мальчик был не по летам развит и любознателен. Получив блестящее домашнее образование по общим наукам, он приступил к изучению военного дела в королевском военном училище в Сеуле. Учился Ли Сун Син очень хорошо: он не знал себе равных ни в науках, ни во владении мечом, ни в стрельбе из лука. После окончания училища Ли служил в различных районах страны, быстро продвигаясь по служебной лестнице. В 1591 году король назначил его на пост командующего флотилией в одну из южных провинций Кореи. В то время основной силой государства считались сухопутные войска, а флот рассматривался как транспортное средство. Ли Сун Син был одним из немногих, кто придавал флоту значение самостоятельного вида вооруженных сил государства. «Флот является самым лучшим средством обороны страны от неприятеля», – писал он.

Ли Сун Син (старинный рисунок)
Ли Сун Син (старинный рисунок)

Слова адмирала не расходились с делом: его флотилия уже через год резко выделялась как уровнем подготовки экипажей, так и отменным состоянием судов. Наряду с перестройкой старых кораблей Ли Сун Син создал корабли новой конструкции, получившие название «кобуксон» (судно-черепаха). По словам английского историка, «судно-черепаха» опередило на 300 лет броненосные корабли Запада. Знатоки Востока, в свою очередь, утверждают, что владельцы «кобуксонов», первых в мире броненосцев, «могли идти в сражение с такой же уверенностью, как наш современный линкор мог вступать в сражение с кораблями прошлого века». План Ли Сун Сина заключался в том, чтобы, завоевав господство на море, не допускать высадки японских подкреплений и парализовать действия уже высаженных частей, перекрыв их снабжение. В армии назрела необходимость срочных реформ. Солдаты и моряки отличались слабой дисциплиной. Это могло сыграть фатальную роль. Поэтому адмирал Ли Сун Син приступил к внедрению новых порядков на флоте. Появилась система наказаний и наград. Если солдат или офицер попадался на нарушении устава, он подвергался публичным наказаниям, от легких пощечин, до смертной казни. Такие правила позволили быстро избавить армию от непрофессиональных кадров. Многие из них попадали на высокие должности благодаря родству и кумовству. Теперь на их месте оказались способные выходцы из солдат. Исчезли преграды для бедняков, желавших служить своей стране и подниматься по карьерной лестнице. Дисциплину Сун Син насаждал железную – этому его обязывало классическое конфуцианское воспитание, основанное на глубоком почитании старших, в данном случае – по званию.

Объединив под своим началом 4-ю флотилию и остатки двух других, Ли Сун Син вступил 9 июля 1592 года у острова Намхэдо в новый бой с японским флотом и уничтожил 12 больших кораблей. В этом сражении корейский адмирал впервые применил свое изобретение «кобуксоны» – корабли, покрытые металлической броней. Новинка показала практически полную их неуязвимость, значительную огневую мощь и хорошую маневренность. От полного разгрома японцев спасло только поспешное бегство.

Кабуксон в бою (Художник Чон Чже Гён)
Кабуксон в бою (Художник Чон Чже Гён)

В ноябре 1592 года в районе Пусана были обнаружены главные силы флота агрессора (более 470 кораблей). Ли Сун Син немедленно направил туда все боеспособные корабли и атаковал врага, выдвинув в первую линию «кобуксоны». При приближении корейских кораблей японские адмиралы, уже знакомые с ударной мощью «черепах», сняли команды на сушу, решив отразить атаку огнем тяжелых береговых батарей. Для этой цели было оборудовано 6 позиций крупнокалиберной артиллерии – неподъемной для установки на судах того времени. Однако «кобуксоны» оказались неуязвимыми для ядер даже тяжелых орудий*, и корейские моряки спокойно сожгли более 100 японских кораблей, оставшихся без команд. Правда, довершить разгром на берегу не удалось. Десант был основательно потрепан японской кавалерией, поэтому корейцам пришлось погрузиться на корабли и вернуться в базу.

*Калибр даже «осадных» пушек японцев не превышал 12-фунтов, да и стреляли они по корейцам с большого расстояния каменными ядрами.

Десант был остановлен японской кавалерией. (Художник Чон Чже Гён)
Десант был остановлен японской кавалерией. (Художник Чон Чже Гён)

Хоть и отразившие корейский десант, но лишенные поддержки с моря японские войска попали в очень сложное положение, поэтому совместными усилиями правительственных войск, партизан и флота к маю 1593 года удалось освободить всю Северную Корею. Испуганный Хидэеси был вынужден пойти на мирные переговоры, надеясь выиграть время и подготовиться к новому нашествию.

Его ожидания оказались не напрасными. В то время Корея была типичной феодальной страной. Правящие кланы непрерывно враждовали между собой и ревниво следили за успехами друг друга. Отрезав японские войска от их баз, Ли Сун Син не только создал условия для истребления захватчиков, но и вызвал своими победами огромный патриотический подъем во всей стране. Повсюду, как на юге, так и на севере, создавались отряды «Армии Справедливости». Корейские ученые смогли наладить массовое производство пороха, оружия, отливку пушек. Страна сделала огромный шаг вперед по пути технического прогресса. Ли Сун Сину удалось установить четкое взаимодействие флота не только с регулярной армией, но и партизанами – случай совершенно уникальный в военной истории. Кроме того, он показал себя и как блестящий администратор: вследствие японского нашествия посевные площади в стране сократились в 3-4 раза, но Ли Сун Син сумел решить вопрос продовольственного снабжения армии. Он организовал хозяйства при военных управлениях и подразделениях. В стране не хватало металла. По предложению адмирала население стало собирать медь и бронзовую посуду для отливки пушек и т.д. В общем человек, снискавший любовь и уважение всего народа и показавший столько талантов, не мог не вызвать бешеной ненависти олигархов. Враги оклеветали его и добились разжалования в рядовые. Командовать флотом стал бездарный адмирал-пьяница Вон Гюн (1540–1597), который быстро развалил эту основную опору страны.

В мае 1597 года японцы, пристально следившие за событиями в стане своих врагов, вновь вторглись в Корею. На этот раз они располагали еще более многочисленным и сильным флотом, надеясь при его помощи закончить войну победой. По вине Вон Гюна в первом же сражении 28 августа 1597 года у острова Кочжедо (более известном, как битва при Чильчельяне) корейский флот был почти полностью уничтожен вместе со многими броненосцами. Сам Вон Гюн тоже погиб в этом бою. Разгромив корейский флот японцы, получив свободу действий, вновь перешли в наступление на суше и вплотную подошли к Сеулу.

Король, попав в критическое положение, вспомнил об опальном адмирале.
Король, попав в критическое положение, вспомнил об опальном адмирале.

В эту критическую минуту король вспомнил об опальном адмирале. Королевским указом он был восстановлен в должности командующего. Говорят, что Ли долго матерился, рассматривая то, что осталось от флота, но делать нечего – флот практически пришлось создавать заново, собирая уцелевшие от разгрома корабли. Располагая всего 10 «кобуксонами» Ли Сун Син в сентябре 1597 года повел их в наступление против южного отряда японского флота (более 100 кораблей) и обратил его в бегство. Отсутствие регулярного снабжения стало сказываться на боеспособности японских сухопутных войск. Осенью они не смогли овладеть городом Чинджу в провинции Чолла и с потерями отступили от его стен.

Располагая всего 10 «кобуксонами» Ли Сун Син в сентябре 1597 года повел их в наступление против южного отряда японского флота. (Художник Чон Чже Гён)
Располагая всего 10 «кобуксонами» Ли Сун Син в сентябре 1597 года повел их в наступление против южного отряда японского флота. (Художник Чон Чже Гён)

К этому времени китайское правительство, оценив опасность японской угрозы, направило в Корею 140-тысячную армию для помощи корейским войскам. Значительное подкрепление получил и флот (около 5 тысяч человек). Вначале не все шло гладко, когда в Корею, находившуюся в вассальной зависимости от правившей в Китае династии Мин, прибыл первый контингент китайских войск, то один из китайских отрядов попал в устроенную японцами засаду и был почти целиком уничтожен. Но вскоре на Корейском полуострове появилась многочисленная армия во главе с опытным полководцем Ли Жусуном (1549–1598). В январе 1593 года он вступил в Корею, где соединился с остатками разбитой корейской армии. В битве под Пхеньяном 6-8 февраля того же года Ли Жусун разбил японское войско. Армия Кониси Юкинага отступила к Сеулу. Японцы все больше испытывали нехватку продовольствия, среди них распространились эпидемии, дисциплина упала. Японские войска после многих тяжелых боев отступили к Пусану и были там блокированы.

Бой в бухте Норянчжан (Художник Чон Чже Гён)
Бой в бухте Норянчжан (Художник Чон Чже Гён)

18 октября 1598 года объединенный китайско-корейский флот под командованием Ли Сун Сина в бухте Норянчжан перехватил более 500 японских кораблей, пытавшихся вывезти из Кореи остатки своих войск, и после многочасового боя уничтожил более 200 судов противника (по другим источникам спаслось всего 50 кораблей). Загнанные в угол самураи сражались отчаянно, потеснили левый фланг союзников и взяли на абордаж несколько кораблей китайского флота. Тем не менее, японский флот был разгромлен. Японцы потеряли в этом сражении более 10 000 отборных воинов, по их старым хроникам именно в этот год прервались родословные многих древних самурайских семей. Между тем, 18 сентября 1598 года Тоётоми Хидэёси умер. Весть об этом долетела к экспедиционным войскам в Корее практически одновременно с уведомлением о потере флота при Норянджине, и уставшие от войны самураи немедленно начали отступление домой. Семилетняя Отечественная война корейского народа завершилась полным изгнанием захватчиков. Радостная весть о нарянджанской победе была омрачена: в этом бою погиб Ли Сун Син, талантливый флотоводец, пламенный патриот и выдающийся кораблестроитель.

В самый ответственный момент, когда после ожесточенного боя огонь с обеих сторон временно затих, адмирал вышел из каземата, чтобы оглядеться и оценить обстановку. Внезапно в грудь Ли Сун Сина ударила вражеская пуля, и адмирал упал на палубу корабля. К нему подбежал стоявший рядом с ним его племянник Ли Ван, но Ли Сун Син движением руки заставил замолчать его, когда тот стал громко призывать людей, и тихо сказал: «Сейчас самый ответственный момент боя, и потому никто не должен знать о случившемся со мной. Ни в коем случае не говори сейчас никому обо мне, продолжайте сражаться и бить в сигнальные барабаны...» — это были последние слова великого корейского флотоводца. Его приказ был исполнен – флагманский корабль продолжил руководить флотом и палить из всех орудий.

Гибель Ли Сун Сина
Гибель Ли Сун Сина

Ранее не слишком щедрый на награды, Королевский двор Кореи, после гибели адмирала вдруг по достоинству оценил службу Сун Сина, дав ему посмертное имя Чхунмугон (верный военачальник), а также записал его в список Сонму Ильдын Консин (привилегированная особа первого класса), присвоил титулы Токпун Пувонгун (Великий Принц Токпун), Юмён Сугун Тодок (адмирал флота) и дал посмертное звание Йонгыйджон (премьер-министр). Тело Ли Сун Сина, в соответствии с корейской традицией, доставили в родной город Асан, для захоронения рядом с телом его отца.

Пожалуй, во всемирной истории Ли Сун Син является одним из наиболее ярких примеров «спасителя нации», но его огромные успехи нельзя объяснить только талантом полководца и мудростью государственного деятеля. В данном случае феноменальные победы корейцев обусловлены тем, что в руках у выдающегося человека было выдающееся оружие.

Согласно «Нанджон Ильги», одному из личных дневников Ли Сун Сина, он решил построить корабль-черепаху еще в 1591 году после серии консультаций со своими соратниками. Через год после этого корабль был спроектирован. Дневники адмирала Ли, а также книга «Ханнок», написанная его племянником Ли Ваном, содержат детали конструкции, журнал постройки и описание использования корабля. Непосредственно строительством руководил инженер Ра Дэ Йон. После года проектирования и постройки, первый корабль-черепаха конструкции Ли Сун Сина был спущен на воду 27 марта 1592 года. Уже летом «черепахи» пошли в бой. В одной из японских записей о морских сражениях в Корее приводится описание битвы глазами двух японских военачальников, датированной 9 июля 1592 года. В этих записях сказано: «Около восьми часов утра флот неприятеля (Ли Сун Сина, прим. автора), составленный из 58 больших и 50 малых кораблей, начал атаку. Три корабля были «слепыми» кораблями (кораблями-черепахами, прим. автора), покрытыми железом».

Кабуксон (старинная гравюра)
Кабуксон (старинная гравюра)
Кабускон в сеульском музее
Кабускон в сеульском музее

Что же собой представляли корейские броненосцы? Их описания, дошедшие до нас, достаточно подробны, чтобы восстановить их в основных деталях, а не ссылаться на старинные гравюры. Эти суда имели корпус в виде плота с транцевым носом и кормой. В задней части располагалась необычная надстройка, выступавшая с обеих сторон за линию борта. Судно имело два паруса того же типа, что и на джонках. В дополнение к этому у него было 9–10 весел с каждой стороны, расположенных почти вертикально и не имевших уключин западного типа, так что ими управлялись совсем иначе, чем веслами на средиземноморских галерах. Замечательной особенность этих кораблей являлось наличие у них защитного черепахоподобного панциря, который тянулся вдоль всего корпуса, за исключением кормового выступа. Этот панцирь был покрыт металлическими пластинами с острыми шипами, поэтому взять «кобуксон» на абордаж было совершенно невозможно. В панцире имелось четырнадцать отверстий для ведения огня. Вооружение состояло из десяти бронзовых 50-фунтовых (190-мм) орудий (по 5 на борт) и четырех небольших пушек, двух – спереди и двух – сзади над транцевым срезом. Суда имели длину 116,4 фута (33,5 м) и ширину 27,8 фута (8,5 м) по палубе. Экипаж состоял обычно из 50–60 бойцов и 70 гребцов.

Схема внутреннего устройства кабуксона
Схема внутреннего устройства кабуксона

В передней части корабля устанавливали драконью голову. Существует несколько различных версий ее использования на кобуксонах. Одна предполагает использование головы только в качестве инструмента устрашения. По другой версии в ней располагалась трубка, по которой в пасть дракона подавался едкий дым, который был призван ухудшить противнику видимость, т. е. играл роль дымовой завесы. В личных дневника адмирала Ли Сун Сина можно найти запись о том, что в пасти дракона можно спрятать пушку.

Кабуксон в разрезе
Кабуксон в разрезе

Каким образом Ли Сун Сину удалось сделать в то время железные плиты достаточно прочными, чтобы выдержать удар пушечного ядра даже с небольшого расстояния, история, к сожалению, умалчивает. Решить эту проблему, например, не смогли и через 300 лет южане в период гражданской войны в США. Защиту для своих броненосцев они вынуждены были делать из многих слоев наскоро расплющенных железнодорожных рельсов. Много загадок еще хранят восточные цивилизации.

Особенно впечатляющими выглядят характеристики «кобуксонов» на фоне японских кораблей. Судя по гравюрам XVI века, боевые джонки того времени отличались от торговых тем, что имели высокие фальшборты, нечто вроде тарана на носу, меньшее число мачт и вооружались несколькими небольшими пушками (2-3 фунтовыми). Судно имело лишь одну палубу без полубака и полуюта, подобно европейским судам. Рангоут и такелаж тоже были гораздо проще, чем в Европе: посредине располагалась всего одна высокая мачта, вооруженная узким прямоугольным парусом и укрепленная одним прочным штагом (растяжкой) спереди и двумя сзади. Далее на носу находилась еще одна небольшая наклоненная вперед мачта, которая крепилась только на палубе, что позволяло ее при необходимости опускать. Бимсы выступали с обеих сторон за борта, что увеличивало ширину палубы, предоставляя таким образом больше места для грузов и вооружения. На корабле имелся только один довольно большой руль, приводившийся в действие длинным румпелем. Паруса были ткаными, а не плетеные циновки, как на торговых джонках. В отличие от Китая корпус японского судна был более компактным и со значительно более выраженной кривизной бортов, хотя и имел прямой, круто наклоненный форштевень и высоко поднятую над водой корму. Она нависала над рулем, являясь частью корпуса. Размеры корабля не превышали 40–50 м в длину и 14–15 м в ширину.

Японская боевая джонка
Японская боевая джонка

Таким образом, эти суда были типичными представителями той эпохи, когда парусники, военные и гражданские, были более или менее схожи и одинаково годились для войны и мира, но эта универсальность совсем не улучшала боевых качеств первых и коммерческих характеристик вторых.

«Кобуксон» был сугубо боевым кораблем и представлял собой смешанное парусно-гребное судно, что определяло существенное повышение его маневренности. Вооружение также было значительно мощнее, чем у кораблей такого размера, как на Востоке, так и на Западе. Такое количество довольно крупных орудий из европейских гребных судов несли только галеасы – линкоры той эпохи, а например, самая большая на Средиземном море в XVII веке французская королевская галера, построенная для главнокомандующего, несла только три крупные пушки (одну 36-фунтовую и две 24-фунтовые) плюс две полупушки. И это несмотря на огромные размеры (длина 62 м) и наличие экипажа в 550 человек! Гребной флот Запада, как и в старые времена, делал основную ставку на таран и абордаж. Поставив во главу угла артиллерию, Ли Сун Син и в тактике применения гребных судов опередил Европу на сотни лет.

Кобуксон (современная реконструкция)
Кобуксон (современная реконструкция)

Конечно «черепахи» были кораблями, пригодными только для береговой обороны и не могли тягаться в мореходности с нефами и галеонами, но и создавались эти суда для целей сугубо оборонительных: не случайно все свои блестящие победы корейцы одержали, сражаясь в бухтах или узких проливах. Когда у врага была свобода маневра, то более приспособленные для плавания в открытом море и быстроходные японские корабли успевали «смотать удочки». Зато в тесноте чисто парусные японцы могли перед «кобуксоном» выступить только в роли «кролика перед удавом». Никаких эффективных способов для его поражения японский флот не имел: ни абордаж, ни малокалиберная артиллерия (большие пушки не выдерживала палуба, да и делать их японцы толком не умели) не могли причинить корейским броненосцам никакого вреда. Европейская галера, пожалуй, могла бы потягаться с «кобуксоном», применив таран, но и в этом случае шансы «черепахи» на победу были бы высоки. В целом, это были действительно замечательные для своего времени корабли, намного опередившие свою эпоху. А широкого распространения по всему свету этот тип судна не получил, скорей всего, по двум причинам: сугубо оборонительное назначение (все ведущие морские державы вынашивали в это время отнюдь не мирные планы, ибо интенсивно шел первый раздел мира), и большая сложность производства.

Памятник Ли Сун Сину в Сеуле
Памятник Ли Сун Сину в Сеуле

Наладить выпуск таких судов мог только такой гениальный человек, как Ли Сун Син. Эта выдающаяся личность известна еще рядом замечательных изобретений, в числе которых разрывная бомба особой конструкции, позволяющая легко брать даже самые сильные крепости, а также метод отливки орудий крупных калибров, позволяющий делать это быстро и качественно. Если добавить к сказанному, что природа одарила этого человека талантом писателя и поэта, то становится удивительно, почему мы о нем знаем так мало. Перед сражением Ли Сун Син писал:

В ночь лунную у острова Хансан

Гляжу на море я с дозорной башни;

Мой верный меч, мой длинный меч при мне,

А на душе тяжелое раздумье.

Вдруг камышовой дудки слышу свист,

Протяжный свист – он душу мне встревожил.

(перевод Анны Ахматовой)

Звук дудки доносился со стороны вражеских кораблей. Адмирал в тяжелом раздумье о судьбе родины заново пересматривал план сражения.

К сожалению, после гибели Ли Сун Сина корейский флот быстро пришел в упадок, и через несколько десятков лет уже никто не вспоминал о грозных «черепахах». Парадокс ситуации усугубляется тем, что это мощное оружие осталось почти незамеченным ни на Западе, ни на Востоке. Даже жертвы «кобуксонов» – японцы продолжали строить старые боевые джонки, а первое броненосное судно для своего флота купили только в конце XIX века. Больше всего не повезло Китаю: поддержка Кореи истощила экономику страны, что негативно повлияло на боеспособность армии. Слабостью Китая воспользовались его северные соседи – кочевники маньчжуры, которые в 1644 году свергли династию Мин и основали свою династию – Цин.

Действующий корабль, открытый для посещения туристами
Действующий корабль, открытый для посещения туристами

Корейский народ чтит память выдающегося флотоводца, притом, как на Севере, так и на Юге разделенной страны. В июле 1950 года в Северной Корее были учреждены орден и медаль Ли Сун Сина, которыми награждаются офицеры и матросы ВМФ КНДР за выдающиеся боевые заслуги перед Родиной, а в Южной Корее, в Сеуле, адмиралу поставлен величественный памятник. Макеты кобуксона в натуральную величину находятся в нескольких южнокорейских музеях, а возле Йосу на воду спущен действующий корабль, открытый для посещения туристами. Кобуксон сегодня является одним из самых популярных сувениров в стране.

См. также:

Небесные аэродромы

Хивинский поход 1873 года

Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021

#история #флот #корея #япония #броненосцы #войны