Вопрос, который рано или поздно возникает у всех, кто интересовался лунной аферой США: если на "лунных" фотографиях вместо людей стоят неподвижные манекены и куклы, то как их передвигали? Почему не видно следов кукловодов?
Сам факт, что вместо известных на весь мир американских астронавтов на "лунных" фотографиях находятся манекены, для многих стал откровением. Мало того, что "лунные астронавты" оказались на 30-40 см ниже земных астронавтов, так они ещё совершенно неподвижны - стоят, растопырив руки, и двумя ногами упираются в грунт.
Мы уже писали и о неожиданно маленьком росте "лунного Армстронга" ("Кто вместо Армстронга спускался по лесенке?") и отмечали, что почти на всех фотографиях манекены всегда жёстко стоят на двух ногах, чтобы не опрокинуться. Только в одной статье ("Американцы на Луне. Правда ли, что на "лунных" фотоснимках вместо живых людей стоят манекены?") мы показали более 100 фотографий ног астронавтов из разных альбомов, от "Аполлона-11" до "Аполлона-17". Там везде манекены стоят, "замерев". Иногда, для пущей убедительности рядом с ногой пускается фонтанчик песка, как будто манекен сделал шаг.
Когда фотографируют живых людей, то видно, что рука в движении немного "размазывается". И это при том, что в солнечную погоду снимают на очень коротких выдержках, чаще всего 1/250 c.
Но такого "смазанного" движения нет на "лунных" снимках. Даже когда астронавт якобы подпрыгивает, все его конечности неподвижны и чётко проработаны. Мы написали "якобы подпрыгивает", потому что на самом деле этот астронавт подпрыгивать не мог - манекен был подвешен на тонких тросиках и в момент съёмки фотокадра пребывал в статике.
После первого шока от полученной информации человек начинает вглядываться в фотографии лунных манекенов и задавать естественные вопросы: но ведь были же помимо ФОТОГРАФИЙ параллельные съёмки телекамерой, и 16-мм кинокамерой? Кто же там был на видео?
На ВИДЕО были живые актёры, а на ФОТО - безжизненные манекены. От фотографий требовалось хорошее качество изображения (для публикаций в журналах), а вот видео НАСА делало умышленно мутным и с плохим разрешением, чтобы невозможно было сличить фото и видео. Вот тот же прыжок на видео.
Или вот, например, манекен, изображающий Олдрина, растопырив руки, стоит около лунного модуля.
А вот якобы тот же кадр, снятый телекамерой.
Заметить по видеокадру, что где-то камешек лежит не так, как на фото, просто невозможно! Плохое качество делалось специально. И, потом - кто сказал, что съёмки были параллельными? Зная технологию кинопроизводства, я вполне допускаю, что три часа "пребывания на Луне" снимались больше месяца.
Как же получилось так, что за этот месяц работники киносъёмочной группы не "наследили" на "Луне"? Как они ходили по декорациям? Как переставляли фотоаппарат с одной точки на другую? Как перемещали манекены с одного места на другое? Почему мы не видим их следов?
Ответить на эти вопросы нам поможет книжка 1936 года "Мультипликационный фильм".
Я процитирую несколько строчек из главы, посвящённой оборудованию мастерских объёмной мультипликации. За год до этого, в 1935 году вышел замечательный фильм Александра Птушко "Новый Гулливер", где использовалось более полутора тысяч кукол. И опыт съёмок этого фильма нашёл отражение в книге. Говорят, что Александру Птушко звонил Уолт Дисней, уговаривая его приехать работать в Голливуд. И что Чарли Чаплин высказал восхищение работой режиссера.
Однако в качестве иллюстраций к тексту книги я возьму кадры рабочих моментов съёмок американского фильма "Звездные войны", "Империя наносит ответный удар", чтобы вы понимали, что не зависимо от страны, будь то СССР или США, в кинопроизводстве применяются одни и те же технологии. И точно такие же технологии, как вы увидите позже, были использованы и при создании "лунных" кадров.
При съемке макетов и действующих на них кукол мультипликатору, изменяющему фазы движения у действующих лиц и других движущихся объектов, должен быть прежде всего обеспечен свободный доступ к ним.
Возможность легко и беспрепятственно подойти к кукле и сделать соответствующие манипуляции с ней является в объемной мультипликации кардинальным вопросом. В связи с этим производится и соответствующая планировка подмакетника с таким расчетом, чтобы в нем оставались проходы, скрытые от объектива, но дающие возможность по ним подходить к снимаемым объектам.
Без наличия в съемочной площадке таких "ходов сообщения", обеспечивающих работу с куклой, говорить о высоком качестве и темпах не приходится.
Высота подмакетника в среднем должна равняться 100 см.
При такой высоте мультипликатор, работающий с куклой, может легко манипулировать с объектами, удаленными от границы кадра на расстояние 80-90 см. Для остальных объектов, расположенных дальше, если нет возможности подойти к ним сбоку макета, должен оставляться проход шириной 30-40 см.
Для маскировки таких проходов применяются всегда какие-нибудь возвышающиеся над уровнем площадки предметы, которые и прикрывают видимую щель. Если же по условиям мизансцены нельзя ввести никаких маскирующих щель предметов, последняя прикрывается откидывающейся на петлях частью подмакетника, точно соответствующей вырезу.
В таких случаях нужно обращать особое внимание на качество петель и систему запора, так как малейший люфт при многократных открываниях и закрываниях площадки будет виден.
Потайные люки (видео).
Горы в глубине - это плоский рисованный задник. Точно также и на многих лунных фотографиях - горы на фоне - это плоская картинка, либо нарисованная художником, либо спроецированная на экран с помощью слайд-проектора. На этой фотографии вы видите, что какие-то горки нарисованы на фоне, а какие-то находятся прямо на подмакетнике, и они выполнены бутафором.
Следующая фотография показывает, как художник готовит фон.
А здесь фон уже закончен, и к работе приступают аниматоры.
Добавлю, что Ральф Маккуорри, который делал макеты лунных модулей для репортажей о посадке на поверхность Луны,
впоследствие стал художником-постановщиком на фильме "Звёздные войны".
Конечно, вы теперь будете внимательно искать на лунных снимках места расположения люков и тайных проходов.
Вот взгляните на эти снимки из альбома "Аполлон-15".
Сразу за тенью от ровера проходит горизонтальная разделительная линия.
Вот это и есть проход для аниматора, чтобы он мог для следующего кадра слегка изменить положение куколки-астронавта. На наш взгляд, для этой серии снимков использовались куклы в масштабе 1:8 (или 1:6).
А для полноразмерных манекенов использовалась немного другая технология. Аниматоры спускались сверху.
Они поднимали манекен, который весил около 25-28 кг, сами делали несколько шагов по песку, как будто астронавт переходил в другое место, и осторожно опускали на это новое место манекен, чтобы он не опрокинулся. И потом с помощью крана аниматор поднимался вверх.
Надеюсь, после этой статьи вы начнёте искать на лунных фотографиях тайные ходы, люки и рисованные задники. А о том, что вам удастся найти, мы обсудим в комментариях или в следующей статье.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!