«Для Минни – прочесть при совершении вечернего туалета в день свадьбы» - написала мать красивым и ровным почерком.
Великая княгиня Мария Федоровна с трепетом и волнением взяла письмо в руки. Утром ее и великого князя и наследника Александра Александровича обвенчали в церкви Зимнего дворца. Голова кружилась от тяжести драгоценностей и осознания торжественности этого момента, навсегда меняющего ее судьбу. Однажды ее муж станет императором Российской Империи, а она отныне всегда будет рядом с ним.
Принцесса Мария София Фредерика Дагмар давно готовилась к этому союзу. Она должна была выйти замуж за Николая Александровича, утонченного, элегантного, такого обходительного и милого. Но он скончался от болезни легких в Ницце. Союз Российской Империи и Дании был так важен, что невесту просто передали другому жениху, младшему брату Никс и следующему в очереди наследнику.
Александр Александрович не торопился делать предложение. Минни была очень мила и нравилась ему, но сердце его билось чаще в присутствии совсем другой девушки. Отец объяснил своему наследнику, что долг превыше всего, будущий император не может жениться на фрейлине, а вот на датской принцессе – должен.
Родители Минни не смогли приехать на свадьбу дочери, состоявшуюся 28 октября 1866 года. Королевский дом Дании представлял принц Фредерик. Он-то и привез сестре письмо от матери, которое следовало открыть во время приготовления вечернего туалета в день свадьбы.
Мучимая тем, что не может сама поговорить с дочерью и рассказать ей, что же ждет девушку после свадьбы, королева Луиза писала:
«Скоро наступят самые важные часы в твоей жизни! А я так далеко от тебя, и могу только в письменной форме изложить то, что сказала Аликс (старшая сестра Марии Федоровны, вышедшая замуж за сына королевы Виктории, Берти, принца Уэльского) в последний вечер, когда она была у меня в Виндзоре … Тебе предстоят трудные мгновения, и ты сочтешь их скверными, но потому, что все это представляется непостижимым, нас следует воспринимать это как долг, возложенный на нас Господом, которому мы все покорны, предписывающим каждой из нас отдаться на волю своего мужа во всем и не противиться даже самым невероятным вещам, но внушить самой себе, что такова воля Господня. Ты испытаешь и телесные муки, но, моя Минни, мы все прошли через это, а я просила его [цесаревича Александра] поберечь тебя в это первое fartignante [утомительное] время, когда тебе придется собрать все свои силы, чтобы пройти через эти официальные торжества, когда все присутствующие будут с удивлением смотреть на тебя! Господь, да не оставит тебя! Ты начинаешь новую жизнь!
Доброй ночи! Самые горячие молитвы за тебя возносит твоя мама».
Судя по дальнейшим отношениям Марии Федоровны и Александра III, они оба прислушались к советам, данным перед свадьбой. А это письмо прекрасно иллюстрирует, как матери до последнего оттягивали важный разговор с дочерью о том, что ждет ее после замужества.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо за лайки!