Найти в Дзене
Black Maria Кино

Антиутопии в научно-фантастических фильмах: история глазами Джеймса Кэмерона

Антиутопии базируются на идее, что не все созданное человеком создается во благо. Что в любой момент времени человечество может оказаться в ситуации выживания. Перенаселение, ядерное оружие, биологические вирусы, роботизация - все эти реальные угрозы пробуждают в человеке страх перед будущим.

При этом антиутопии очень часто упрощают жизнь людей. В темном будущем жизнь станет простой и немноголюдной. Нужно будет уметь стрелять, владеть автомобилем и ружьем - это очень многих увлекает.

Кадр из фильма "Я - легенда", 2007 г.
Кадр из фильма "Я - легенда", 2007 г.

Такие фильмы как "Я - легенда" 2007 г. погружают зрителей в мир невыносимого одиночества, заставляют задумываться о вопросах выживания, воображать мир без людей и представлять себя в роли героя, жертвующего собой ради человечества.

Научно-фантастические фильмы подвергаются цикличной моде. В 1970-х была первая мощная волна картин об апокалипсисе. Интерес к этому сюжету возродился с новой силой после теракта 11 сентября 2001 г. Они очень ярко отражают тревоги, страхи, мечты и кошмарные варианты развития общества.

Кадр из фильма "Сквозь снег", 2013 г.
Кадр из фильма "Сквозь снег", 2013 г.

"Армагеддон" 1998 г., "12 обезьян" 1995 г., "Сквозь снег" 2013 г. и прочие подобные ленты предлагают разные варианты конца света, основаны на паранойе и служат предостережением о правдоподобных вариантах краха человечества.

Кадр из фильма "Планета обезьян: Революция", 2014 г.
Кадр из фильма "Планета обезьян: Революция", 2014 г.

Одной из самых жутких историй о деградировавшем обществе является "Планета обезьян" 1968 г. и другие фильмы франшизы. Тут необычно и значимо то, что причиной проблем стал не какой-то один фактор, а совокупность разных причин.

Но антиутопии - это не только истории о возможном негативном прошлом. Они отражают актуальные проблемы современности.

Кадр из фильма "Зеленый сойлент", 1973 г.
Кадр из фильма "Зеленый сойлент", 1973 г.

"Книга Илая" 2010 г., "Терминатор" 1984 г., "Голодные игры" 2012 г., "Зеленый сойлент" 1973 г., "Дитя человеческое" 2006 г. - все эти и многие другие фильмы рассказывают о будущем, в котором одна группа людей подавляет другую группу людей.

Кадр из фильма "Голодные игры: И вспыхнет пламя", 2013 г.
Кадр из фильма "Голодные игры: И вспыхнет пламя", 2013 г.

Еще древнеримский политик Октавиант Август провозгласил, что жуткие зрелища - отличный способ отвлечь человечество от дурной политики государства и подчинения общества. Эта идея ярко отразилась в фильмах "Голодные игры". Там к жесткому реалити-шоу присоединились идеи Джорджа Оруэлла и его "1984". Власть и подавление достигаются с помощью тотальной слежки.

Кадр из фильма "Бразилия", 1985 г.
Кадр из фильма "Бразилия", 1985 г.

Технологии в научной фантастике часто служат основой мрачного будущего. При этом такие антиутопии максимально приближены к нашей сегодняшней реальности. Для того, чтобы эти фантазии воплотились в жизнь не требуется создание нового мира, достаточно уже имеющихся технологий. Такие фильмы как "Бразилия" 1985 г., "Заводной апельсин" 1971 г. и "Дивергент" 2014 г. отражают нашу сегодняшнюю реальность. И все они не предвещают хэппи-энда - в их мире есть лишь выжившие, жертвы, боль и травмы, но нет победителей.

Кадр из фильма "12 обезьян", 1995 г.
Кадр из фильма "12 обезьян", 1995 г.

"12 обезьян" 1995 г. и вовсе провозглашает, что мы все уже давно живем в антиутопии, просто не осознаем этого. "Начало" 2010 г., "Темный город" 1998 г., "Вспомнить все" 1992 г., сериал "Человек в высоком замке" 2015 г., "Особое мнение" 2002 г., "Бегущий по лезвию" 1982 г. - все эти фильмы рассказывают нам о людях, живущих в поддельной реальности, которая кажется им реальностью.

Кадр из фильма "Матрица: Перезагрузка", 2003 г.
Кадр из фильма "Матрица: Перезагрузка", 2003 г.

Но самым ярким примером фильма с этой концепцией безусловно является "Матрица" 1999 г. "Матрица" базируется на параноидальной идее, что в мире не существует однозначной истины. Нет реальности, на которую человек может опереться. Телесность тут не сдерживает возможности человека, а главным является именно воображение.

Эти фильмы предсказали будущее, которое уже почти стало настоящим. Приятные нереальные миры затягивают людей в себя, отрывая от мира реального. И только личный выбор определяет что мы выберем - подлинный мир или фантастический.

Кадр из фильма "Робокоп", 1987 г.
Кадр из фильма "Робокоп", 1987 г.

Одной из знаковых характеристик антиутопий является то, что всего один герой спасает все человечество. Мы видели это в "Терминатор" 1984 г., "Темный рыцарь" 2008 г., "Грань будущего" 2014 г., "V
значит Вендетта
" 2006 г. и множестве других фильмов. Например, в "Робокоп" 1987 г. ярко отражена аллегория героя-спасителя как Иисуса Христа, воскрешенного и пожертвовавшего собой ради того, чтобы спасти мир от власти жестокой корпорации.

Кадр из сериала "Сумеречная зона", 1959 г.
Кадр из сериала "Сумеречная зона", 1959 г.

Первый научно-фантастический сериал "Сумеречная зона" появился на телеэкранах в 1959 г. Он позволил его создателям не только поднимать острые актуальные проблемы и раскрывать их в метафорической форме, но и предостеречь потомков. Сериал продемонстрировал темное будущее, показал как мы можем к нему прийти и четко дал понять, что это далеко не лучший вариант развития человечества.

Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости", 2015 г.
Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости", 2015 г.

"Безумный Макс: Дорога ярости" 2015 г. и предшествующие части франшизы показали нам постапокалиптический мир, где люди живут в условиях дефицита ресурсов и выживают в заданных обстоятельствах. Последний фильм продемонстрировал, что главным ресурсом в будущем будут не природные ресурсы, а сам человек, его тело.

Кадр из сериала "Рассказ служанки", 2017 г.
Кадр из сериала "Рассказ служанки", 2017 г.

В "Рассказ служанки" 2017 г. тоже человеческое тело превратилось в особую ценность. Причем этот антиутопический сюжет основан на реальных исторических событиях (вроде Исламской революция в Иране) и четко дает ощутить, что медленные социально-политические изменения очень просто могут превратить мир в то, что сейчас кажется нам немыслимым. Этот сериал одновременно предостерегает зрителей от игнорирования негативных изменений в социуме и предупреждает властьимущих, что пламя революции будет гореть даже в самом маленьком сопротивлении всегда.

Кадр из сериала "Ходячие мертвецы" 2010-... г.
Кадр из сериала "Ходячие мертвецы" 2010-... г.

В этом плане интересен также сериал "Ходячие мертвецы" 2010 г. Его герои пытаются начать жизнь с чистого листа и создать лучший мир. Они оказались в ситуации где нет никаких правил, законов и норм. И именно их личный выбор определяет то, какими они становятся и что делают.

Читайте подробнее:

Джордж Ромеро с "Ночь живых мертвецов" 1968 г. стал первым, кто смешал истории о зомби с социальной критикой. И в "Ходячие мертвецы" именно разные варианты социального устройства, предполагающие отличные варианты баланса добра и зла, является центром развития сюжета. Движком истории является вера в то, что человечество способно пережить темные времена и построить лучший мир.

Все антиутопичные фантастичные ленты базируются на идее, что хорошие стороны человеческой сущности, их эмпатия, жалось и сочувствие друг к другу спасут человечество от вымирания.

Статья основана на документальном сериале "История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном" 2018 г.

Читайте также:

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )