Первым в мире тоннелем, построенным в мягком грунте для преодоления водной преграды, стал объект под Темзой, спроектированный Марком Брюнелем в начале 19 столетия. Этот талантливый конструктор, родившийся во Франции, произвел настоящую революцию в инженерии, осуществив то, что многим казалось невозможным.
Построить такой тоннель невозможно
Изначально сооружение могло появиться в России. Тогда обсуждался вопрос о возведении нового объекта в Санкт-Петербурге для пересечения Невы, и Александр I, прибывший в 1814-м с визитом в Лондон, поднимал эту тему во время встречи с Брюнелем. Позднее француз предложил решить задачу посредством прокладки тоннеля прямо под рекой. Идея одновременно казалась интересной, смелой, рациональной, но весьма сомнительной. Ведь до этого в Британии уже предпринимались подобные попытки, но закончились они неудачно.
В частности, проложить путь под Темзой в Лондоне в первом десятилетии XIX в. пытался известный в Европе изобретатель Ричард Тревитик (именно он придумал первый паровоз «Puffing Devil»), однако ему не удалось справиться с мягкой почвой и стройку пришлось забросить. После провальной кампании профессиональное сообщество пришло к заключению, что сооружение тоннелей под водой в таком грунте невозможно.
Талантливый изобретатель
По определенным причинам (об этом чуть ниже) в Россию Брюнель так и не приехал, и в Санкт-Петербурге позднее отдали предпочтение более привычной конструкции — так в 1850-м появился Благовещенский мост. Но Марк не терял надежд на реализацию своей задумки, которая в итоге воплотилась в британской столице, где он и обосновался. Однако это стало возможным, во многом благодаря вере и упорству самого инженера и его 20-летнего сына Исамбарда.
Через четыре года после общения с российским императором Брюнель-старший запатентовал очередное свое изобретение — проходческий щит. До этого он прославился тем, что сконструировал несколько лесопилок, автоматизировал изготовление корабельных шкивов и придумал оборудование для массового производства солдатских ботинок, которое стало своевременным в период Наполеоновских войн. А ранее он успел побывать в США, где три года занимал должность главного инженера Нью-Йорка.
Не в Петербурге, так в Лондоне
Новую конструкцию удалось применить только в 1825 году. До этого в жизни инженера случилось несколько примечательных эпизодов, включая заключение в тюрьму для должников, куда он попал в 1821-м после ряда провальных проектов, принесших помимо разочарования и немалые убытки.
Там он провел около трех месяцев, где и произошел примечательный эпизод, который мог кардинально повлиять на судьбу будущего тоннеля. Брюнель во время заключения переписывался с российским императором, и Александр I приглашал инженера переехать в Санкт-Петербург и работать на благо его государства. Именно в этот момент они и обсуждали проект тоннеля под Невой. Причем в качестве альтернативы был разработан и деревянный мостовой переход. Хотя сам инженер настаивал на первом варианте, уверяя, что объект прослужит долгие годы.
Но после того как британские власти прознали об их общении и поняли, что могут лишиться талантливого подданного, в дело решительно вмешался герцог Артур Веллингтон (в будущем премьер-министр Соединенного Королевства). Ему удалось убедить правительство покрыть все долги Брюнеля и освободить его из тюрьмы. Единственное условие, выдвинутое изобретателю — отказаться от любых планов уехать в Россию.
Именно Веллингтон стал тем, кто поверил в казавшуюся многим безумную идею прокладки тоннеля под Темзой, и частично спонсировал мероприятие. Основное же финансирование поступало из государственной казны, что тоже являлось заслугой герцога. Правда, правительство серьезно зажимало выделяемые средства.
Начало долгого пути
К реализации проекта приступили в 1825-м. Изначально на южном берегу выкопали шахту, после чего приступили к проходке. Щит Брюнеля отличался от тех, что используют сегодня: он представлял собой массивную прямоугольную железную конструкцию весом 90 тонн, высотой 6,5 м и рабочей поверхностью 80 кв. м; перемещался с помощью гидравлических домкратов и был собран таким образом, чтобы защищать работающих внутри людей от обвалов. Кроме того, установка поддерживала необлицованный грунт, что снижало риск обрушения.
Брюнель хотел сделать сразу два щита и пустить их с обоих концов навстречу друг другу, но денег на это не хватило. Считается, что на создание установки инженера вдохновил корабельный червь, голова которого защищена твердым панцирем, когда он пробивает норы, оставляя после себя гладкую защитную трубку из известняка.
Остановка проекта
Критики сомневались в эффективности щита, отмечая, что вода рано или поздно обязательно просочится — свод строящегося сооружения находился в нескольких метрах от дна Темзы. Опасения оправдались в мае 1827-го, но проблему устранили достаточно быстро и серьезных последствий удалось избежать. Однако через восемь месяцев произошло аналогичное ЧП; в этот раз не обошлось без жертв, из-за чего проект пришлось остановить.
Возобновить проходку быстро не получилось. Мероприятие становилось убыточным; инициаторам стройки даже пришлось организовать платные экскурсии, чтобы желающие смогли посмотреть изобретение инженера в действии и таким образом пополнить бюджет. Сам же Марк Брюнель отравился болотным газом, и его заменил помощник. А после того как подобная участь постигла и последнего, руководство принял Исамбард. В целом, из-за этой проблемы рабочим приходилось меняться практически каждые два часа, чтобы не потерять сознание.
Рождение легендарного объекта
Работы возобновили в 1835 году, когда удалось собрать необходимую сумму. Прежний щит к этому времени заменили на более новую усовершенствованную конструкцию. Но и в этот раз кампанию сопровождали трудности, включая неоднократные наводнения и постоянную нехватку средств. Все это замедляло работы, поэтому завершить их удалось только в следующем десятилетии.
В российском журнале Министерства народного просвещения за 1841 год отмечалось, что «Тоннель под Темзой почти совершенно окончен. Недостроенная его часть простирается только на 25 Футов. И через несколько месяцев одна из галерей будет уже, как полагают, открыта для пешеходов». Но случилось это несколько позднее, чем ожидалось — 25 марта 1843 года.
В первый же день по подводной дороге прошло около 15 тыс. человек. Изначально предполагалось, что по тоннелю смогут передвигаться конные экипажи, но из-за недостатка финансов не удалось сделать соответствующие подъезды. Внутри организовали несколько торговых лавок, а однажды провели первую в мире подводную ярмарку.
Восьмое чудо света и первый подводный бордель
Объект называли восьмым чудом света, а путешественники со всего мира стремились побыстрее попасть в Лондон, чтобы воочию увидеть то, что еще недавно казалось невозможным. Хотя далеко не все оставались в восторге от прогулки под водой, главным образом из-за атмосферы внутри, ведь со временем тоннель стал местом обитания бродяг, а случаи нападения грабителей учащались с каждым годом. К тому же его иронично, не без причины, называли и первым подводным борделем.
В любом случае, появление такого объекта, построенного под водой в мягком грунте при помощи новинки того времени — проходческого щита, положило начало развитию метрополитена и в целом дало толчок к строительству подобных сооружений. Не будет преувеличением сказать, что семья Брюнелей изменила мир.
Метод, который тогда придумал инженер, до сих пор применяется при строительстве тоннелей (в России проходческий щит впервые использовали в 1932 году). Сын Марка впоследствии стал известнейшим инженером, одной из крупнейших фигур в истории промышленной революции.
Проверено временем
Что касается их знаменитого детища, то в 1865-м его закрыли для пешеходов и реконструировали. К 1869 году тоннель длиной 396 м, шириной 20 м и высотой 6 м был переоборудован под движение поездов. А позднее стал частью системы лондонского метрополитена (старейшего в мире), запущенного в 1863-м.
Качество тоннеля было проверено временем — первый капитальный ремонт провели только в 1995 году. Лондонцы смогли вновь пройти пешком под Темзой в 2010 году, когда после очередного ремонта власти решили устроить двухдневную экскурсию по этому уникальному сооружению.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Журнал Министерства народного просвещения. СПб. Декабрь, 1841. — С. 371
- John Timbs. Stories of Inventors and Discoverers in Science and the Useful Arts. Kent, 1860. — P. 285-289
- Denis Smith. London and the Thames Valley. 2001. — P. 17-18